Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Модели и автоматизированные технологии для разработки учебных планов

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-51-58

Аннотация

Цель исследования: на основе системного анализа процесса разработки учебных планов определить последовательность укрупненных этапов разработки плана, модели и информационные технологии для реализации этих этапов.

Методы: методы и модели теории систем и системного анализа, в том числе методики и автоматизированные диалоговые процедуры структуризации целей, модели и автоматизированные процедуры организации сложных экспертиз.

Результаты: на основе анализа существующих работ по моделированию учебных планов с использованием формализованных математических постановок задачи оптимизации распределения дисциплин по годам и семестрам с учетом соответствующих ограничений показано, что сложность и размерность таких задач требует разработки специальных программных продуктов; определение исходных данных и ограничений связаны с большими затратами времени, что непросто обеспечить в реальных условиях разработки планов, и при этом проверить объективность исходных данных и ограничений для таких моделей практически невозможно. Для обеспечения полноты анализа процесса разработки учебного плана предлагается использовать определение системы, основанное на системно-целевом подходе. На основе этого определения обоснована последовательность укрупненных этапов разработки учебного плана: 1) определение (уточнение) требований к содержанию обучения; 2) определение множества дисциплин, включаемых в учебный план; 3) определение последовательности изучения дисциплин; 4) распределение дисциплин по семестрам. Разработаны модели и технологии реализации этапов разработки плана: 1) модели, базирующиеся на применении информационного подхода А.А. Денисова и модификации предложенной им оценки степени целесоответствия, реализуемой в нашей задаче в форме оценки степени влияния дисциплин на реализацию компетенций, и 2) модели определении последовательности изучения дисциплин: а) взаимосвязи дисциплин методом симплициального комплекса, и б) модели, реализуемые средствами информационного поиска с использованием информационно-поискового языка с правилами типа «условного следования за…». Для реализации моделей разработаны автоматизированные диалоговые процедуры.

Модели экспериментально реализуются на примере разработки и корректировки рабочих учебных планов по направлениям подготовки бакалавров и магистров «Системный анализ и управление», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика».

Об авторах

В. Н. Волкова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

доктор эконических наук, профессор,

Санкт-Петербург



А. А. Ефремов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

кандидат физико-математических наук, доцент,

Санкт-Петербург



А. В. Логинова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербург



Д. А. Кабинетская
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

студентка,

Санкт-Петербург



М. А. Тамбаум
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

студентка,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Анисимов Б.В., Савельев А.Я., Карпов В.И. Разработка машинных алгоритмов составления учебного плана // Программированное обучение и методы автоматизации учебного процесса: сб. М.: МВТУ им. Баумана, 1968. С. 15–21.

2. Карпов В.И. Составление учебных планов вузов с помощью ЭЦВМ // Применение ЭВМ для автоматизации обучения и управления учебными заведениями. – Киев.: Институт кибернетики Академии наук УССР, 1972. 12 с.

3. Черкасов Б.П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1975. 78 с.

4. Федотов А.В. Моделирование в управлении вузом, Л.: ЛГУ, 1985. 107 с.

5. Карпов В.И. Лабутина Н.В., Мышенков К.С. Информационно-технологический подход к формализации предметной области // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана Сер. Приборостроение, 2009, № 3(76). С. 68–75.

6. Широкова С.В., Логинова А.В. Информационная инфраструктура вуза и формирование структуры образовательной программы на основе компетентностного подхода. С. 443–450.

7. Квалификационные характеристики, государственные образовательные стандарты и компетентностные модели высшего профессионально образования / В.Н. Козлов [и др.]. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2007.

8. Волкова В.Н. Развитие определения системы // Матер. Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении»: сб. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2001. С. 12–14.

9. Моделирование систем и процессов: учебник для академического бакалавриата / Под ред. В.Н. Волковой и В.Н., Козлова. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. 592 с.

10. Моделирование систем и процессов: учебник для академического бакалавриата. Практикум / Под ред. В.Н. Волковой. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 295 c.

11. Автоматизированные диалоговые процедуры анализа целей и функций систем управления / А.А. Ванюшкина и [др.]. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. – 72 с.

12. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа: учебник. – СПб.: 3-е изд. Изд-во Политехнического университета, 2008. 304 с.

13. Касти Дж. Большие системы: связность, сложность и катастрофы. – М.: Мир, 1982. 216 с.

14. Волкова В.Н. Постепенная формализация моделей принятия решений. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2006. 120 с.

15. Орлова О.Н. Разработка моделей и автоматизированных процедур для исследования взаимосвязи дисциплин в учебном плане // Научно-технические ведомости СПбГТУ. – 2002, № 4. С. 93–102.

16. Орлова О.Н. Методика анализа взаимодействия между дисциплинами в учебном плане // В сб.: Матер. Межвуз. научн. конф. XXIX недели науки СПб ГТУ (факультет экономики и менеджмента, междунар. Высшая школа управления). – СПб.: СПбГТУ, 2001. – С. 77–78.

17. Соколова М.С. Разработка и исследование моделей формирования учебных планов для подготовки специалистов по маркетингу изделий сложной техники и оборудования // в сб. докл. Международной научно-практической конф. «Системный анализ в проектировании и направлении. – СПб.: Изд-во «Нестор», 1999. – С. 205–206.

18. Ефремов А.А., Кабинетская Д.А., Тамбаум М.А. Системный анализ разработки рабочих учебных планов для подготовки бакалавров // Системный анализ в проектировании и управлении: Сб. научных трудов XVIII Междунар. науч.-практич. конф. Ч. 2. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 462–473.


Рецензия

Для цитирования:


Волкова В.Н., Ефремов А.А., Логинова А.В., Кабинетская Д.А., Тамбаум М.А. Модели и автоматизированные технологии для разработки учебных планов. Открытое образование. 2016;(6):51-58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-51-58

For citation:


Volkova V.N., Efremov A.A., Loginova A.V., Kabinetskaja D.A., Tambaum M.A. Models and automation technologies for the curriculum development. Open Education. 2016;(6):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-51-58

Просмотров: 1055


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)