Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-27-33

Полный текст:


Аннотация

В настоящий момент идут процессы формирования общества знаний – Smart-общества – создаются все новые возможности, которые характеризуются получением нового эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий. Развитие компьютеров и средств связи создает предпосылки для перемещения рабочего места из офиса в цифровой дом. В этих условиях все большее значение придается индивидуальным навыкам личности, ее способности впитывать громадный объем разнородной информации, генерировать и внедрять инновации. Поэтому процесс повышения компетентности для каждого специалиста, желающего быть востребованным, становится непрерывным, превращается в постоянную потребность постоянно учиться и учиться всю жизнь. Меняются и требования к работникам, при этом человек должен сам оценить свою востребованность обществу. Здесь встает вопрос: как оценить эту востребованность? Что нужно Smart-обществу? Чему учиться или переучиваться? Фокус с классического обучения смещается на личностное развитие. Традиционные методы и подходы к обучению перестали покрывать потребности в знаниях. Вместо выбора из ограниченного числа готовых шаблонов каждый человек встал перед необходимостью сконфигурировать свою собственную уникальную личность, все в большей мере применять неформальное обучение, обеспечивающее индивидуальную траекторию развития.
Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества формируется в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Оценка уровня компетентности, выявление необходимости в повышении квалификации, своевременное обучение с использованием технологий, предоставляемых Smart-education, являются необходимыми составляющими процесса формирования профессиональной компетентности личности в условиях Smart-общества. При этом важно обеспечить соответствие бизнес-метрик сотрудников содержанию оценочного тестирования как на этапе внутренней аттестации с целью своевременного выявления тех компетенций, уровень которых необходимо повышать, так и сертификационного тестирования для подтверждения того уровня профессиональной компетентности работников, которые диктует этика Smart-экономики и Smart-общества в целом.
Такая постановка задачи обуславливает необходимость использования активного и актуального контента. Решение этой глобальной задачи невозможно без продвижения развития и использования открытых образовательных ресурсов. Все шире распространяются такие активные подходы к обучению, как, например, создание профессиональных сообществ, использование облачных вычислений, развитие мобильной связи.
В условиях внедрения профессиональных стандартов человек должен быть подготовлен к такой аттестации, а не проходить ее методом проб и ошибок. У него должна иметься возможность проверки и в случае необходимости развития компетенций. Такую возможность, на наш взгляд, могут предоставить «профессиональные сообщества». Портал профессионального сообщества – это эффективный инструмент создания качественного и актуального контента, который может быть использован для непрерывного развития компетенций и где работодатели могут предъявить свои требования. Мониторинг компетенций, включая мониторинг в центрах независимой оценки квалификации, должен осуществляться с использованием алгоритмов адаптивного тестирования, а сами тестовые задания постоянно актуализироваться в соответствии с изменяющимися потребностями Smart-общества.


Об авторе

Н. В. Комлева
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

кандидат экономических наук, доцент

Москва



Список литературы

1. Россия на пути к Smart обществу: монография / под редакцией проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.

2. Топ-10 профессий, которые будут востребованы через 10 лет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2438:10-&catid=21:2009-11-13-21-14-09

3. Элвин Тоффлер. «Третья волна» об изменениях в обществе – краткое изложение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/p/third-wave

4. Профстандарты. Новые правила применения с 1 июля 2016 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/doc/profstandart/

5. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. О взаимосвязи ФГОС и профессиональных стандартов // Журнал Статистика и экономика. – 2016. – №4.

6. Гусенко М. Россияне будут сдавать экзамены на профессионализм [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2017/01/07/rossiiane-budut-sdavatekzameny-na-professionalizm.html

7. Макаров С.И. Подходы к мониторингу компетентности в непрерывном образовании // Международная научно-практическая конференция «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы»: 10–11 октября 2007 г. Сборник научных трудов. – М.: 2007

8. Н.В. Комлева, С.И. Макаров, В.А. Перевалов. Открытые образовательные ресурсы // Открытое образование. Научно-практический журнал. – 2007. – №2. – С. 30–34.

9. Н.В. Комлева. Модели и инструменты инновационного развития образования в открытой информационной среде: Монография. – М.: МЭСИ, 2013. – 199 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества. Открытое образование. 2017;(1):27-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-27-33

For citation: Komleva N.V. Professional competence of the person in the Smart-society. Open Education. 2017;(1):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-27-33

Просмотров: 490

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)