Новая модель отбора абитуриентов в университеты в условиях Smart-общества


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58

Полный текст:


Аннотация

Smart-общество – это новое качество общества. Наибольшую ценность для общества будут представлять люди, подготовленные к новым технологиям или требующие минимальных ресурсов на «доучивание» до необходимого уровня. Университеты будут использовать технологии Smart-образования, что потребует нового уровня подготовки абитуриента и других механизмов поиска, мотивации и отбора абитуриентов. В статье предлагается новая модель отбора абитуриентов в университеты, которая позволит усовершенствовать процедуру отбора обучаемых, делая упор на управление индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося, начиная с младшей школы.
Основными выгодоприобретателями системы отбора абитуриентов являются обучающийся, потенциальный работодатель, образовательная организация. Основное ядро системы – управление собственным маршрутом. Функционал системы предусматривает:
– мониторинг среды (демография, экономика, образование);
– работу с целевыми показателями;
– анализ предыдущего маршрута и его соотнесение с целевыми показателями;
– контроль и фиксацию траектории обучения;
– дополнительный контроль и подтверждение компетенций как по требованию работодателя или образовательной организации, так и по желанию обучаемых;
– прогноз и расчет нескольких вариантов маршрута, с возможностью выбора по желанию обучаемого.
Учитывая происходящие изменения в обществе и системе разделения труда, а также совокупность реально действующих и проектируемых информационных систем, можно сделать вывод о целесообразности практической реализации предлагаемой модели.
Разработка подобной системы отбора абитуриентов может способствовать:
– более раннему профориентированию с привлечением работодателей и образовательных организаций;
– раннему профессиональному самоопределению абитуриентов;
– повышению качества образования за счет формирования дополнительной мотивированности к обучению;
– возможности оперативного управления запросом на конструирование или проектирование образовательной программы для образовательного учреждения;
– оптимизации деятельности потенциального работодателя по поиску и включению в рабочий процесс персонала, отвечающего актуальным требованиям;
– получению удобного инструмента прогнозирования собственного роста для работодателя в части создания и заполнения новых рабочих мест или открытия новых перспективных рынков.


Об авторах

А. С. Молчанов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия
Москва


Т. Г. Калашникова
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета
Россия
Таганрог


Список литературы

1. Днепровская Н.В., Янковская Е.А., Шевцова И.В. Понятийные основы концепции смарт-образования//Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51.

2. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития SMART-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету [Электронный ресурс]// Smart education – проект по развитию концепции Smart в образовании. – URL: http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-smart.html (дата обращения: 29.10.2016).

3. Россия на пути к Smart обществу: монография/под ред. проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.

4. Днепровская Н.В. Влияние ресурсов информации и знаний на инновационное развитие экономики России// Креативная экономика. 2013. № 7 (79). С. 85–93.

5. Инновационные технологии управления человеческими ресурсами/ Под редакцией А.А.Корсаковой и Е.С.Яхонтовой. – М.: изд-во МЭСИ, 2012. – 230 с.

6. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20959 (дата обращения: 14.11.2016).

7. Солдатова И.А., Серебряков А.Г., Алтухов В.В. Методики и результаты тестирования предпринимательских способностей молодежи// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 2 (21). С. 7–11.

8. Науменко А.С., Шмелев А.Г. Тестирование досуговых увлечений: новый подход к косвенной диагностике трудовых мотивов и удовлетворенности трудом//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. № 3. С. 49–57.

9. Молчанов А.С. Домашние университеты// Аккредитация в образовании. 2013. № 7 (67). С. 30–31.

10. Астанин С.В., Калашникова Т.Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования// Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2001. № 5. – Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001. – С. 179–196.

11. Комлева Н.В., Лебедев С.А., Молчанов А.С. Комплексный подход к организации системы онлайн обучения в современном университете// Открытое образование. 2015. № 4 (111). С. 58–61.

12. Калашникова Т.Г. Информационные ресурсы вуза и их роль в учебном процессе// Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2012): Труды III Междун. научно-методич. симпозиума. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. – С. 211–215.

13. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России// Непрерывное образование: XXI век. 2013. Т. 1. № 1 (1). С. 61–71.

14. Smart-системы управления человеческим капиталом в информационном обществе/ Авилкина С. В. – М.: изд-во МЭСИ, 2013. – 239 с.

15. Панюкова С.В. Облачные сервисы для ведения портфолио и организации персонального пространства студента// Ученые записки ИСГЗ. 2014. № 1-1 (12). С. 319–323.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Молчанов А.С., Калашникова Т.Г. Новая модель отбора абитуриентов в университеты в условиях Smart-общества. Открытое образование. 2017;(1):51-58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58

For citation: Molchanov A.S., Kalashnikova T.G. New model for selection of applicants at the universities in the conditions Smart-society. Open Education. 2017;(1):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58

Просмотров: 275

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)