Новая модель отбора абитуриентов в университеты в условиях Smart-общества
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58
Аннотация
Smart-общество – это новое качество общества. Наибольшую ценность для общества будут представлять люди, подготовленные к новым технологиям или требующие минимальных ресурсов на «доучивание» до необходимого уровня. Университеты будут использовать технологии Smart-образования, что потребует нового уровня подготовки абитуриента и других механизмов поиска, мотивации и отбора абитуриентов. В статье предлагается новая модель отбора абитуриентов в университеты, которая позволит усовершенствовать процедуру отбора обучаемых, делая упор на управление индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося, начиная с младшей школы.
Основными выгодоприобретателями системы отбора абитуриентов являются обучающийся, потенциальный работодатель, образовательная организация. Основное ядро системы – управление собственным маршрутом. Функционал системы предусматривает:
– мониторинг среды (демография, экономика, образование);
– работу с целевыми показателями;
– анализ предыдущего маршрута и его соотнесение с целевыми показателями;
– контроль и фиксацию траектории обучения;
– дополнительный контроль и подтверждение компетенций как по требованию работодателя или образовательной организации, так и по желанию обучаемых;
– прогноз и расчет нескольких вариантов маршрута, с возможностью выбора по желанию обучаемого.
Учитывая происходящие изменения в обществе и системе разделения труда, а также совокупность реально действующих и проектируемых информационных систем, можно сделать вывод о целесообразности практической реализации предлагаемой модели.
Разработка подобной системы отбора абитуриентов может способствовать:
– более раннему профориентированию с привлечением работодателей и образовательных организаций;
– раннему профессиональному самоопределению абитуриентов;
– повышению качества образования за счет формирования дополнительной мотивированности к обучению;
– возможности оперативного управления запросом на конструирование или проектирование образовательной программы для образовательного учреждения;
– оптимизации деятельности потенциального работодателя по поиску и включению в рабочий процесс персонала, отвечающего актуальным требованиям;
– получению удобного инструмента прогнозирования собственного роста для работодателя в части создания и заполнения новых рабочих мест или открытия новых перспективных рынков.
Об авторах
А. С. МолчановРоссия
Москва
Т. Г. Калашникова
Россия
Таганрог
Список литературы
1. Днепровская Н.В., Янковская Е.А., Шевцова И.В. Понятийные основы концепции смарт-образования//Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51.
2. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития SMART-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету [Электронный ресурс]// Smart education – проект по развитию концепции Smart в образовании. – URL: http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-smart.html (дата обращения: 29.10.2016).
3. Россия на пути к Smart обществу: монография/под ред. проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.
4. Днепровская Н.В. Влияние ресурсов информации и знаний на инновационное развитие экономики России// Креативная экономика. 2013. № 7 (79). С. 85–93.
5. Инновационные технологии управления человеческими ресурсами/ Под редакцией А.А.Корсаковой и Е.С.Яхонтовой. – М.: изд-во МЭСИ, 2012. – 230 с.
6. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20959 (дата обращения: 14.11.2016).
7. Солдатова И.А., Серебряков А.Г., Алтухов В.В. Методики и результаты тестирования предпринимательских способностей молодежи// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 2 (21). С. 7–11.
8. Науменко А.С., Шмелев А.Г. Тестирование досуговых увлечений: новый подход к косвенной диагностике трудовых мотивов и удовлетворенности трудом//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. № 3. С. 49–57.
9. Молчанов А.С. Домашние университеты// Аккредитация в образовании. 2013. № 7 (67). С. 30–31.
10. Астанин С.В., Калашникова Т.Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования// Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2001. № 5. – Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001. – С. 179–196.
11. Комлева Н.В., Лебедев С.А., Молчанов А.С. Комплексный подход к организации системы онлайн обучения в современном университете// Открытое образование. 2015. № 4 (111). С. 58–61.
12. Калашникова Т.Г. Информационные ресурсы вуза и их роль в учебном процессе// Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2012): Труды III Междун. научно-методич. симпозиума. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. – С. 211–215.
13. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России// Непрерывное образование: XXI век. 2013. Т. 1. № 1 (1). С. 61–71.
14. Smart-системы управления человеческим капиталом в информационном обществе/ Авилкина С. В. – М.: изд-во МЭСИ, 2013. – 239 с.
15. Панюкова С.В. Облачные сервисы для ведения портфолио и организации персонального пространства студента// Ученые записки ИСГЗ. 2014. № 1-1 (12). С. 319–323.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанов А.С., Калашникова Т.Г. Новая модель отбора абитуриентов в университеты в условиях Smart-общества. Открытое образование. 2017;(1):51-58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58
For citation:
Molchanov A.S., Kalashnikova T.G. New model for selection of applicants at the universities in the conditions Smart-society. Open Education. 2017;(1):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-51-58