Содействие профессионализации через организацию научно-образовательной среды вуза
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-29-39
Аннотация
В статье на примере опыта Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова показаны возможности сформированной образовательной среды для реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров при активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Целью исследования является разработка циклической модели содействия научно-исследовательской деятельности студентов, в рамках внутри и межкафедральных, вузовских и межвузовских, региональных и международных проектов. Поставленная цель определила выделение следующих задач: 1) рассмотреть особенности научно-образовательной среды филиала, выделить ее структурные элементы, влияющие на формирование и развитие профессиональных компетенций студентов; 2) проанализировать технологические аспекты организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе; на эмпирическом уровне проследить процесс формирования у студентов требуемых компетенций с использованием инструментов научно-исследовательской работы; 3) обосновать различные возможности, имплицитно содержащиеся в каждом методе организации научно-исследовательской деятельности студентов. В качестве объекта исследования рассматривалась конкретная учебная группа в образовательной среде вуза. В исследовании применялись социологические методы: включенное наблюдение, неформализованное интервьюирование, анализ отчетов по научно-исследовательской работе студентов. Использованы результаты прикладных исследований по анализируемой проблеме, а также почти 20-летний практический опыт Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (ранее МЭСИ). В первой части статьи дана характеристика образовательной среды вуза с точки зрения ее возможностей для формирования и развития профессиональных компетенций студентов, в частности, показаны место и роль в этом процессе научно-исследовательской работы студентов. Отмечены проблемы, решение которых позволит более полно реализовать потенциал образовательной среды. Вторая часть статьи посвящена технологическим аспектам организации научно-исследовательской работы студентов. Выделены способы активизации их деятельности в этой области и показано их практическое применение. Эмпирически доказано, что вовлечение студентов в различного рода научно-исследовательскую работу обеспечивает повышение их мотивации к овладению профессиональными компетенциями, позволяет увидеть результаты своих усилий и формирует потребность в авторских достижениях. Предложенные материалы направлены на систематизацию и развитие теоретических основ и практической модели организации научно-исследовательской деятельности студентов как элемента образовательной среды для достижения показателей эффективности вузов, способствующих выполнению миссии вуза, создания условий для академических ценностей высшего образования в целом. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности других образовательных учреждений высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. СерафимовичРоссия
заместитель директора по внеучебной работе, канд. психол. наук, доцент кафедры гуманитарных и юридических дисциплин
О. М. Конькова
Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Список литературы
1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М,Рудник Б.Л., Фрумин И.Д, Якобсон Л.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материалы для обсуждения.//Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32–64.
2. Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В., Черненький А.В. Обеспечение качества высшего образования. // Открытое образование. 2016. Т.20. № 4. С. 10–16.
3. ФГОС ВО (3+) 38.03.02 Менеджмент (09 февраля 2016 г. № 41028). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302. pdf (дата обращения 15.01.2017).
4. Конькова О.М., Яшков А.Б. Формирование компетентностной модели выпускника современного вуза по экономическим специальностям. Монография. / О.М. Конькова, А.Б. Яшков, ЯФ МЭСИ. – Ярославль: «Еще не поздно!», 2011. – 140 с.
5. Архипова Н.И., Орел Т.Я., Седова О.Л. Профессиональные стандарты как инструмент повышения конкурентоспособности российских предприятий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика, управление, право. 2014. – № 3(125). – С. 9–16.
6. Москина А.С., Суворова Т.В. Формирование, развитие и обеспечение защиты ключевых компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. – №37. – С. 110–114.
7. Щенников С.А Дидактика современного бизнес-образования //Бизнес-образование: проблемы и возможности, Бизнес-образование. 2011. № 1(30). С. 86–94.
8. Щенников С.А., Семенова О.К. Управление знаниями: инновационная роль бизнес-образования. //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008. С. 23–28.
9. Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 4. С. 17–22.
10. Kamalova L.A., Raykova E. The Quality and Criteria of Evaluation of Educational Work at the Universities of Russia at the Contemporary Stage. IEJME – Mathematics Education. 2016. № 11 (1). P. 71–79. 20.
11. Simonova M.V., Ilyukhina L.A., Romantsev G.M., Zeer E.F., Khamatnurov F.T. Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME – Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2745–2760.
12. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http:// dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003
13. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand-worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://education. cambridge.org/media/645645/teacher_education_ and_pedagogy_theory__policy_and_practice.pdf (Accessed 16 December 2016).
14. Бережная М.С. Управление способностями и талантами в процессе создания креативной интеллектуальной образовательной среды. // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 1. № 1. С. 396–403.
15. Бережная М.С. Креативная интеллектуальная среда в гуманитарном образовании: основания формирования. //Педагогика искусства. 2013. № 2. С. 67–74.
16. Акмеология. Учебное пособие // А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер. 2003. 256 с.
17. Конькова О.М., Райхлина А.В. Развитие предпринимательских компетенций молодежи как способ повышения качества кадрового резерва для предприятий региона. // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 2. – С. 136–141.
18. Серафимович И.В. К вопросу о содействии профессионализации студентов в экономическом вузе (сетевое взаимодействие, направленность на формирование компетенций). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 37. С. 123–130. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56796.htm.
19. Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Роль интеллектуальных и метакогнитивных особенностей для эффективной коммуникации студентов в процессе профессионализации. // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 507–521.
20. Быкова Д.С., Серафимович И.В. Содействие профессионализации: психолого-педагогический аспект в работе научного дискуссионного клуба «Talk Online». //Cовершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 249–253.
Рецензия
Для цитирования:
Серафимович И.В., Конькова О.М. Содействие профессионализации через организацию научно-образовательной среды вуза. Открытое образование. 2017;(2):29-39. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-29-39
For citation:
Serafimovich I.V., Кonkova O.M. Promotion of professionalization through forming the scientific-educational environment at the university. Open Education. 2017;(2):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-29-39