Оценка качества образовательных порталов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-22-28

Полный текст:


Аннотация

Статья описывает результаты теоретических и экспериментальных исследований по оценке качества образовательной информации, размещаемой на информационных и образовательных порталах. Методика позволяет сравнивать не только порталы, но и результаты обучения по экзаменационным оценкам и тестовым баллам. Методической основой оценки является когнитивный подход и негэнтропийный подход. Статья дает сравнение энтропии и негэнтропии. На основе сравнения предлагается негэнтропийный подход к оценке качества образовательных ресурсов, получаемых в результате информационного поиска. Результаты поиска оценивают когнитивными и пертинентными баллами. Оценки вводят в формулу энтропии и преобразуют ее в формулу негэнтропии. Негэнтропийный подход служит основой для расчета статистического количества информации, получаемой в результате информационного поиска. Когнитивный подход служит основой оценки качественных характеристик образовательной информации, таких как: обозримость, воспринимаемость интерпретируемость. Источником образовательных ресурсов являются открытые информационные порталы. Показано, что современные информационные порталы часто засорены недостоверной или ненужной информацией, что затрудняет поиск релевантной достоверной информации. В отличие от широко распространенных методов одной оценки релевантности информационного поиска, данная работа дифференцирует понятие релевантности информационного поиска. Статья вводит три качественно разных понятия релевантности: формальная, смысловая и пертинентная – релевантность. Статья вводит новые дополнительные характеристики качества информации коэффициент когнитивности и коэффициент пертинентности. Эти коэффициенты вводят в формулу оценки энтропии и получают формулу когнитив-энтропии. В результате предложена новая методика оценки содержательности образовательной информации, основанная на новом понятии и характеристике – когнитив-энтропии. Формула когнитив энтропии в отличие от формулы энтропии, позволяет оценивать не статистическое количество информации, а полезное количество информации, удовлетворяющее информационную потребность пользователя. Статья приводит результаты массового эксперимента с привлечением студентов, бакалавров и магистров, включающие исследования ряда образовательных и общественных информационных порталов. Статистика запросов к одному порталу превышала 2500 . Это позволило получить достоверные статистические данные для оценки качества образовательных ресурсов портала. Результаты эксперимента позволили классифицировать порталы по степени их пригодности для получения образовательных ресурсов. Введены предельные кривые когнитив энтропии, которые можно рассматривать как аналоги верхней и нижней границ в картах Шухарта в теории управления качеством. Карты Шухарта применяют для простой статистической оценки качества продукции. Предельные кривые когнитив энтропии применяют для энтропийной и статистической оценки когнитивности образовательной информации на информационных порталах. Метод оценки когнитив энтропии является авторской разработкой. Он позволяет оценивать количество информации не по информационному объему, а по качеству необходимой информации, удовлетворяющей информационные запросы пользователя образовательных ресурсов. На основе эксперимента показана пригодность или не пригодность порталов для образовательных целей. Если результаты расчета понятийной кривой портала лежат ниже нижней предельной кривой два, то такой образовательный портал не пригоден для образовательных целей. 


Об авторах

Р. Г. Болбаков
Московский технологический университет (МИРЭА)
Россия
кандидат технических наук, доцент, кафедра инструментального и прикладного программного обеспечения института информационных технологий


В. Я. Цветков
Московский технологический университет (МИРЭА)
Россия
доктор технических наук, профессор, кафедра инструментального и прикладного программного обеспечения института информационных технологий


Список литературы

1. Лийв Э.Х. Инфодинамика. Обобщенная энтропия и негэнтропия. Таллинн, 1998. 200 с.

2. Романов А.А. Социальная энтропия и образование человека XXI столетия // Психолого- педагогический поиск. 2014. No. 4. С. 32.

3. Лачинов В.М., Поляков А.О. Информодинамика или путь к Открытому миру. СПб.: Изд- во СПБГТУ, 1999. 432 с.

4. Чечулин В.Л. Потребление негэнтропии и успеваемость // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. No. 1 (5). С. 75–80.

5. Лотоцкий В.Л. Энтропия и негэнтропия // Перспективы науки и образования. 2017. No. 1(25). С. 20–23.

6. Абрамова Н.А. О развитии когнитивного подхода к управлению слабоструктурированными объектами и ситуациями // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Труды VII Международной конференции. М.: ИПУ РАН, 2007. С. 9–15.

7. Васильев В.И., Кудрявцева Р.Т. Использование технологии когнитивного моделирования для оценки информационных рисков вуза // Труды VIII межд. конф. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. CASC. М.: ИПУ РАН, 2009. С. 160–163.

8. Кузнецов Н.А., Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии. 1999. No. 1. С. 77–87.

9. Линецкий Б.Л. Информационный морфизм в менеджменте // Славянский форум. 2012. No. 1(1). С. 232–236.

10. Миронов А.А. Синергетический подход к разработке обобщённой модели информационного морфизма многомерных баз данных // Труды XVII Всероссийской научно методической конференции Телематика. 2010. С. 115–116.

11. Болбаков Р.Г. Когнитив-энтропия как характеристика образовательных процессов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. No. 2. С. 11–17.

12. Шемакин Ю.И. Теоретическая информатика. // Под общей ред. К.И. Курбакова. М.: Изд– во Рос. экон. акад., 1998. 132 с.

13. Цветков В.Я. Когнитивные аспекты построения виртуальных образовательных моделей // Перспективы науки и образования. 2013. No. 3. С. 38–46.

14. Номоконова О.Ю. Опыт врача как когнитивный информационный ресурс // Славянский форум. 2015. No. 3(9) С. 200–209.

15. Rozenberg I.N. Information reception in information and cognitive systems // European Journal of Technology and Design. 2015. 4. Vol. 10. Is. 4. P. 140–148., DOI: 10.13187/ejtd.2015.10.140.

16. Энциклопедия Стэнфорда, раздел Теория категорий.

17. Лекторский В.А., Кудж С.А., Никитина Е.А. Эпистемология, наука, жизненный мир человека // Российский технологический журнал. 2014. No. 2 (3) С. 1–12.

18. Кудж С.А. Мультимедийные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика. 2013. No. 4. С. 9–14.

19. Кудж С.А. Сценарии мультимедийного образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. No. 1. С. 139–144.

20. Шафиков С.Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц. Уфа. 1999. С. 88. URL: http://www. ling. gu. se/~ jens/publications/docs051-075/075. pdf (дата обращения 30.03.2017).

21. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Контрольные карты Шухарта // Методы менеджмента качества. 2003. No. 5. С. 30–37.

22. Бутко Е.Я. Эволюция дистанционного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. No 5. С. 53–61. 23. Бутко Е.Я. Качественное образование // Экономика и образование сегодня. 2005. No 5. С. 24.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Болбаков Р.Г., Цветков В.Я. Оценка качества образовательных порталов. Открытое образование. 2017;(3):22-28. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-22-28

For citation: Bolbakov R.G., Tsvetkov V.Y. Assessment of the quality of educational portals. Open Education. 2017;(3):22-28. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-22-28

Просмотров: 220

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)