Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Натурные средства обучения информатике в условиях реализации телесно-ментального подхода

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-73-83

Аннотация

Современные процессы глобализации и информатизации человеческой деятельности вызывают необходимость смены образовательной парадигмы в области информационной подготовки личности, ориентированной на формирование прочных фундаментальных знаний и способностей, необходимых для информационной деятельности личности и самообразования в течение всей жизни. В связи с данными требованиями необходимо обратить внимание на новые подходы в обучении, основанные на достижениях когнитивной науки и современной педагогики. Одним из таких подходов является телесно-ментальный. Таким образом, работа посвящена описанию способа реализации телесно-ментального подхода в обучении информатике через применение натурных средств, обеспечивающих наиболее полное и глубокое понимание учебного материала, а также развитие когнитивных способностей учащихся.
В работе проводится теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщаются результаты, моделируются натурные средства обучения и описываются результаты их частичной апробации.
Достижение необходимого качества образования предлагается за счет использования современных методик, ориентированных на развитие когнитивных способностей и совершенствования качества знаний. В условиях информационной подготовки комбинация телесного и ментального подходов позволит погрузить учащихся в суть изучаемого предмета за счет активизации моторной области памяти, а также кинестетических и визуальных каналов восприятия. Инструментом реализации данной идеи предлагается использовать натурные средства обучения информатике, что актуализировано возрастными особенностями когнитивных способностей учащихся, а также индивидуальными потребностями к способам восприятия и усвоения материала, подобранного в соответствии с уровнем их знаний.
В качестве результатов исследования описываются модели натурных средств, разработанные студентами и преподавателями базовой кафедры информатики и информационных технологий в образовании Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Частичная апробация натурных средств обучения информатике показала повышение интереса респондентов к изучаемым темам, активизацию мыслительных процессов, уменьшение времени на освоение изучаемых методов информатики.
В условиях реализации телесно-ментального подхода натурные средства обучения помогут большей частью исправить наличие критичного дефицита в механизме обучения информатики, ликвидировав саму причину появления этого дефицита, упорядочив получаемую систему знаний и восстановив дидактически верную структура перехода от сенсорного оперирования к абстрактному. Выполнение определенных методов с использованием данных средств позволит развить мышление учащихся, тем самым обеспечив осознанное понимание учебного материала. Создаваемая система вовлечения студентов к проектированию и разработке натурно-дидактических инструментов на основе новейших технологий, а также их апробация и создание инновационных методик обучения с их использованием существенно обогатит теорию и практику подготовки будущих учителей информатике в области инженерно-технического образования.
В заключении работы приводятся дальнейшие планы развития проекта, а также возможные сферы использования полученных результатов.

Об авторах

Д. А. Бархатова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия
К.п.н., доцент базовой кафедры информатики и информационных технологий в образовании Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия


Э. А. Нигматулина
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия
Аспирант Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия


Т. А. Степанова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия
К.п.н., доцент, доцент базовой кафедры информатики и информационных технологий в образовании Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия


Список литературы

1. Andujar C., Schiaffonati V., Schreiber F.A., Tanca L., Tedrek M., van Hee K. & van Leeuwen J. The Role and Relevance of Experimentation in Informatics. 8th European Computer Science Summit of Informatics Europe, 2013. URL: http://www.informatics-europe.org/images/documents/informatics-experimentation_2013.pdf.

2. Степанова Т.А. Теория алгоритмического мышления: учебное пособие для магистрантов, учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 72 с.

3. Barkhatova D.A. The use of devices with remote control at megalessons of informatics. // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. 2015. № 14. С. 277–278.

4. Romero P., Boulay B. D., Robertson J., Good J., & Howland K. Is Embodied Interaction Beneficial When Learning Programming? In: Shumaker R. (eds.) Virtual and Mixed Reality. VMR 2009. Lecture Notes in Computer Science. 2009. Vol. 5622. Springer. Berlin. Heidelberg. P. 97–105. doi:10.1007/978-3-642-02771-0_11.

5. Shapiro L. Embodied Cognition. New York: Routledge Press, 2011.

6. Wilson M. Six views of embodied cognition // Psychonomic Bulletin & Review. 2002. 9(4). P. 625–636. doi: 10.3758/BF03196322.

7. Varela F.J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge: Massachucetts; London: England. The MIT Press, 1991 (7Gth printing 1999). P. 177.

8. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Телесный подход в когнитивной науке // Философские науки. 2009. № 2. С. 106–125.

9. Cartelli A. Between Tradition and Innovation in ICT and Teaching. Encyclopedia of Distance Learning. Second Edition. 2009. P. 187–193. doi: 10.4018/978-1-60566-198-8.ch026.

10. Лебедева Т.П., Пак Н.И., Рукосуева Н.В. О сущности обучения с позиции информационно-ментального подхода. // Информация и образование: границы коммуникации. 2015. № 7(15). С. 31–33.

11. Баженова И.В., Бабич Н., Пак Н.И. От проективно-рекурсивной технологии обучения к ментальной дидактике: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 160 с.

12. Wilson A.D. & Golonka S. Embodied cognition is not what you think it is. Frontiers in Psychology. 2013. 4:58. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00058.

13. Rambusch Jana, & Ziemke Tom. The Role of Embodiment in Situated Learning. In Bruno Bara, Lawrence Barsalou, and Monica Bucciarelli (eds.), Procceeding of the 27th Annual Meeting of the Cognitive Science Society. Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum. 2005. 1803–1808. URL: http://csjarchive.cogsci.rpi.edu/proceedings/2005/docs/p1803.pdf.

14. Кухтина Е.С., Сорокин А.В., Бархатова Д.А. Развитие мышления учащихся с использованием натурных дидактических средств на уроках информатики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т.2. № 11. С. 957–959.

15. Нигматулина Э.А., Пак Н.И. Студентцентрированное обучение программированию в педагогическом вузе // Информатика и образование. 2017. № 2 (281) . С. 8–14.

16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 с.

17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.

18. Bandler Richard & John Grinder. The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. 1975. ISBN 0-8314-0049-8.

19. Grinder M. Righting the Educational Conveyor Belt. Portland, OR: Metamorphous Press. 1991. ISBN 1555520367, 9781555520366.

20. Любимов А.С. Мастерство коммуникации. М.: Просвещение, 2008. 64 с.

21. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. и др. Теория и методика обучения информатике: учебник под ред. М.П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 592 с.

22. Vitkute-Adzgauskiene D., Vidziunas A. Problems in Choosing Tools and Methods for Teaching Programming Informatics in Education. Informatics in education. 2012. Vol. 11. № 2. P. 271–282.

23. Вопнерук Е.А., Зайкова А.С., Ильичева А.С. Взаимосвязь обучаемости с ведущей репрезентативной системой. // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 47–60. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/4005

24. Плигин А., Герасимов А. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников. // Центр НЛП в образовании. 1996. № 1. URL: https://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=224&did=1059


Рецензия

Для цитирования:


Бархатова Д.А., Нигматулина Э.А., Степанова Т.А. Натурные средства обучения информатике в условиях реализации телесно-ментального подхода. Открытое образование. 2017;(4):73-83. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-73-83

For citation:


Barkhatova D.A., Nigmatulina E.A., Stepanova T.A. Natural training tools of informatics in conditions of embodied and mental approach realization. Open Education. 2017;(4):73-83. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-4-73-83

Просмотров: 803


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)