Феноменология качества современного образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-7-9
Аннотация
Приоритетный национальный вопрос качества образования в статье рассматривается на уровне глубинной – бытийной – функции образовательной системы, где, собственно, первый и рождается. Образование в таком случае предстает не только социальным организмом, но фундаментальной формой постижения бытия и самоосуществления человека как самоорганизующейся космобиосоциальной системы в значении интегрального образовательного результата. Именно в таком исследовательском ракурсе становятся понятными механизмы и эффекты формальной логики развития, которая переходит в философию образования в форме одномерного методологического императива и обеспечивает противоречивость образовательной практики, достижение одних педагогических целей за счет и в ущерб другим. Ограниченность педагогического мышления не просто фиксируется в парадоксах развития человека как личности и организма, но рассматривается главным препятствием на пути эволюции глобальной системы Человек-Природа-Общество. Феноменологическое осмысление проблем образования предполагает выход в пространство духовной идеи, изнутри фундирующей процесс поиска качества на разных уровнях жизнедеятельности человека, что и характеризует актуальность настоящей статьи.
Цель научного исследования: анализ факторов, лимитирующих процесс развития современного человека, а также обоснование необходимости принципиального обновления модели образования в ноосферной парадигме науки.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ научной литературы, системный анализ, аналогия, систематизация, обобщение.
Результаты исследования сформулированы в категориях философии образования и центрируют внимание читателя главным образом на ее критико-рефлексивной функции. Элиминация субъекта образования рассматривается как закономерное следствие феноменологической редукции мышления, которое теряет высший уровень Всеобщего, разделяет единое жизненное пространство на «автономные» сферы жизни и вместе с тем скрывает природный код устойчивости (здоровья) личности. Статья содержит описание процесса расщепления сознания, глубинной инверсии личности в системе биологической и социальной детерминации развития, анализ двуглавой проблемы человека (психофизиологической и духовно-психологической) и предела педагогического мышления, действующего в современной практике социализации личности обучающихся. В отсутствии в педагогике ясных представлений об онтологической структуре субъекта и завершенной концепции личности, накоплении негативного качества индивидуального и общественного образа жизни утверждается системная недостаточность и функциональная опасность традиционной бинарной модели развития. Таким образом, можно полагать, что целью и результатом современного массового образования должно стать формирование индивидуума – человека-объекта космосоциоприродной системы. При этом биогенетический закон Мюллера-Геккеля, нормирующий традиционное образование, должен потерять методологическую силу. Предлагаемая методология управления качеством образования предполагает повышение субъектности развития участников образовательного процесса, восстановление единства их личности на основе ноосферной педагогической философии и требует расширения нормативного принципа моделирования образовательной практики до антропокосмического.
Об авторе
Н. Г. КуликоваРоссия
д.п.н, первый заместитель генерального директора
Список литературы
1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001. С. 74.
2. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Д. 2003. С.155.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 2003. С. 177.
4. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Куликов Л.В. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 18–20.
5. Самоорганизация в природе / Поиск связи между разн. способ. постр. систем. Томск, 1996. С. 106.
6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Д., 1999. С. 30–62.
7. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Куликов Л.В. СПб. 2000. С. 50.
8. Колбанов В.В. Валеология. СПб., 1998. С. 49.
9. Гусинский Н.Э., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. С. 165, 172.
10. Современная западная философия / Малахов В.С. и др. М., 1991. С. 125.
11. Пряжников Н.С. S ≠ $ или личность в эпоху продажности. М., 2000. С. 10.
12. Бердяев Н. Философия свободы. М.: Фолио, 2002. С.325.
13. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. М., 1998. С. 43.
14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 20.
15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001. С. 42.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 304.
17. История современной зарубежной философии: компаративистский подход СПб., 1997. С. 249–250.
18. Немов Р.С. Психология / Общие основы психол. М., 1995. Кн. 1. С. 307–309.
19. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистически теориях и системах воспитания. М., 1999. С. 130.
20. Фромм Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина. М., 1998. С. 140–141.
21. Куликова Н.Г. Управление качеством здоровья и образования // Открытое образование. 2016; (2) С. 11–15. DOI:10.21686/1818-4243-2016-2-11-15.
Рецензия
Для цитирования:
Куликова Н.Г. Феноменология качества современного образования. Открытое образование. 2017;21(5):4-13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-7-9
For citation:
Kulikova N.G. Phenomenology of modern education quality. Open Education. 2017;21(5):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-7-9