Природосообразные технологии образования как основа формирования ноосферного сознания личности
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-14-21
Аннотация
С целью выявления механизмов появления позитивных перемен в формировании сознания учащихся рассмотрены факторы, определяющие природосообразность восприятия действительности. Рассмотрен ряд особенностей перехода от левополушарного к целостному мышлению. Показано, что введение ноосферного сознания в реализацию основных функций человека проявляет его способность к самоосознанию целостной системы структурно-функциональной динамики психики.
Поставлена проблема приведения системы образования в соответствие с важнейшими тенденциями в развитии научных исследований. В этой связи мыслеобраз, в виде голографической формы, рассмотрен как индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный голографический образ события, явления, предмета, наполненный информацией. Показано, что в образовательных процессах учёт динамики формирования мыслеобразов является фактором обеспечения психологического здоровья человека. Показано, что природосообразное сознание является эмерджентным в системе организации познания и постижения, когда оно неожиданно возникает из совокупных свойств сознания и проецируется на каждое индивидуальное сознание, умеющее включаться в глобальную нейросеть – ноосферу, информационный слой, коллективное бессознательное и сверхсознательное. Показано, что вместо натренированного левополушарного, клипового, терминального способа мышления, когда возможности человека ограничены и здоровье истощается, возможен природосообразный, целостный, нейросетевой, эмерджентный способ мышления, который открывает новые возможности ученика, и, главное, сберегает здоровье.
Рассмотрена такая особенность мозга как его постоянная активность, которая проявляется конкретными мозговыми колебаниями – ритмами мозга: дельта-ритмы (от 0,5 до 4 Гц), тета-ритмы (4–8 Гц), альфа-ритмы (8–13 Гц), бета-ритмы (14–40 Гц), гамма-ритмы (свыше 40 Гц) и сигма-ритмы (10–16 Гц от 13 до 14 колебаний в секунду). Каждый из ритмов является признаком определенного состояния сознания человека. Показана важность смены режима работы головного мозга и нервной системы: активность – релаксация в процессе обучения. Представлено, что перед современной системой образования и воспитания стоит задача, решение которой предлагает ноосферная психопедагогика: как формировать природосообразное сознание личности, которое позволяет открыть неограниченные ресурсы альфа-тета, сигма и гамма состояний человека. Утверждается, что в свете новейших научных открытий на современном этапе развития общества учитель должен знать и использовать в своей деятельности природосообразные образовательные технологии, цель которых формировать природосообразное ноосферное сознание личности.
Утверждается, что учитель может и должен способствовать гармоничной работе головного мозга ученика в процессе обучения. Это возможно если учитель будет применять биоадекватную методику преподавания учебных дисциплин и использовать биоадекватные учебники. Для этого учителю рекомендуется пройти курсы повышения квалификации «Целостное мышление» и «Природосообразная методика преподавания учебных дисциплин».
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. МасловаРоссия
д.п.н, председатель отделения ноосферного образования
Н. В. Антоненко
Россия
д.п.н., сопредседатель отделения ноосферного образования
О. А. Алексеева
Россия
аспирант, руководитель международного тренингового центра (по психологии и саморазвитию) ВиЭль
Список литературы
1. Лекторский В.А. Сознание. Новая философская энциклопедия. Ин-т философии РАН, 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
2. Маслова Н.В., Антоненко Н.В. Естественнонаучный базис хрематического сознания // МИР. 2013. № 1(13) С. 15–22.
3. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. М.: Институт холодинамики, 2007. 45 с.
4. Вульф В. Холодинамика. Как стать хозяином собственной силы. 1990.
5. Айзерман М.А., Браверман Э.М., Розоноэр Л.И. Метод потенциальных функций в теории обучения машин. М.: Наука, 1971.
6. Уилсон Р.А. Психология эволюции, София. 1998.
7. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. Лекция 3. М.: Изд-во Омега-Л, 2006. С. 65–119.
8. Астафьев Б.А. Мироздание: открытия, теории, гипотезы. М.: Наука, 2015. 609 с.
9. Гумилёв Л. От Руси до России. М.: АСТ. 2014. С. 456.
10. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. М.: Севастополь. 2012. 220 с.
11. Бехтерева Н.П. Магия Творчества и психофизиология. Факты, соображения, гипотезы. СПб. 2006. 79 c.
12. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Изд. фирма «Прогресс-Универс», 1995. 718 с.
13. Астафьев Б.А. Творение мира. Институт холодинамики. Москва. 2012. 335 с.
14. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. М.: Институт холодинамики, 2007. 179 с.
15. Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления // Сб. докладов. Вторых международных системономических чтений. Киев; Ялта: КАНОН, 2012. С. 24–31
16. Антоненко Н.В. О состоянии образования в мире и России // в Сб. ФИРО М.: ФИРО, 2010.
17. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровье развития человека // Сб. докладов. Вторых международных системономических чтений. Киев; Ялта: КАНОН, 2012. С. 43–58.
18. Мазурина Л.В. Периодическая система Общих Законов планеты Земля. М.: 2013. 107 с.
19. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с.
20. Маслова Н.В., Юркевич Е.В. Голографические мыслеобразы: рождение, управление, трансформация. М.: ООО «Традиция», 2017. 224 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маслова Н.В., Антоненко Н.В., Алексеева О.А. Природосообразные технологии образования как основа формирования ноосферного сознания личности. Открытое образование. 2017;21(5):14-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-14-21
For citation:
Maslova N.V., Antonenko N.V., Alekseeva O.A. Nature-aligned Education Technologies as the Basis of Forming an Individual Noospheric Consciousness. Open Education. 2017;21(5):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-14-21