Природосообразные подходы к формированию системной мотивации у учащихся
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-22-32
Аннотация
Устойчивое развитие общества предполагает переход общества из текущего эволюционного витка к более высокому витку без революционных сломов существующих социальных систем. Отдельная личность, играя порой выдающуюся роль в истории человечества, способна обеспечивать эволюцию сознания всего сообщества, оказываясь на вершине эволюционного конуса в момент перехода системы на качественно новый виток её развития. Совершить такой переход способна только целостная личность, человек - созидатель, обладающий высоким потенциалом гармонии. Золотая пропорция социальной структуры общества предполагает определённое соотношение сущностных категорий людей, имеющих направленность личности, которая характеризует их как созидателя, потребителя или разрушителя. Современные подходы к образованию предполагают мотивирование человека на самосовершенствование в течение всей жизни. Вопрос заключается в том, насколько педагогические системы соответствуют законам гармонии, которые обеспечивают формирование структуры золотых пропорций социальных страт, рассматриваемых не с позиции классовой принадлежности, а с позиции созидательной направленности личностей.
Анализ существующих образовательных подходов выявил, что наилучшими показателями, удовлетворяющими поставленной социальной задаче, обладает ноосферная педагогика, в основе которой лежит природосообразная методика преподавания учебных дисциплин. Она построена на принципах здоровьесбережения и здоровьеразвитиия, интеллектуальной потенциальной, системной мотивации человека к самосовершенствованию.
Природосообразная образовательная методика личностно ориентирована и позволяет учащемуся в процессе обучения совершать объект-субъектную трансформацию, в результате которой на фоне получения специальных учебных знаний умений и навыков, он получает общеучебные умения и навыки в основе которых инициируются и реализуются процессы самоактуализации, самоутверждения, самостоятельности, самоэффективности, самолидерства, самоуправления. Только таким образом выстроенная системная модель мотивации в процессе обучения формирует жизненный потенциал личности, начиная с начальных классов и до поствузовского образования, который способен обеспечить хорошее самочувствие и удовлетворить самолюбие человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым и способствовать устойчивому развитию общества в целом. Только соблюдение законов гармонии в образовательном процессе обеспечивает формирование личностей с высоким уровнем гармонии, которые будут определять и уровень гармонии в обществе. В работе рассматриваются философские, управленческие, психологические и педагогические аспекты процесса самосовершенствования личности. Особое внимание уделено вопросам формирования общеучебных умений и навыков в процессе преподавания учебных дисциплин по природосообразной методике. Описываются ключевые механизмы объект-субъектной трансформации в процессе обучения, которые обеспечивают индивидуума энергией для перехода на следующий уровень его личностного развития. Показано как природосообразная методика ноосферной педагогики позволяет сделать самоуправляемым процесс личностного роста учащегося в процессе обучения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Ульянова М.В. Природосообразные подходы к формированию системной мотивации у учащихся. Открытое образование. 2017;21(5):22-32. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-22-32
For citation:
Ulyanova M.V. Nature-aligned approaches to form students’ system motivation. Open Education. 2017;21(5):22-32. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-22-32