Особенности передачи образной информации


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-33-41

Полный текст:


Аннотация

Темпы развития современных технологий таковы, что образовательные программы постоянно требуется дополнять новым материалом. При этом вводимые дополнения часто не учитывают ограниченность возможностей восприятия предлагаемых на занятии объемов информации. В результате значительное количество выпускников получают аттестаты об окончании образовательного учреждения, имея ряд патологий. Не смотря на усиленную нагрузку во время обучения, знаний у выпускника часто не хватает, чтобы признать его готовым к участию в современном производстве.
Ставится проблема обеспечения качества образования с помощью формирования технологии, позволяющей максимизировать знания учащихся при снижении количества сообщений, пере-даваемых на уроке. В качестве одного из путей в её решении предлагается рассмотрение образовательного процесса в виде информационной системы с сообщениями, передаваемыми в виде образов. В работе принято, что каждое сообщение отражается в сознании источника и приемника информации в виде мыслеобразов. Мыслеобразы учителя и ученика рассмотрены как свертка информации. Описана модель передачи знаковой, образной и символьной информации. Дан анализ особенностей формирования и развития мыслеобразов, предложена модель механизма передачи образной информации. Пропускная способность канала связи между участниками образовательного процесса рассмотрена как зависящая от их целеполагания, подготовленности, физиологических и эмоциональных особенностей, а также ряда других неформализуемых факторов. Выпускников образовательных учреждений предложено рас-сматривать как средства производства интеллектуального продукта, а цель получения знаний формировать исходя из определения аттрактора развития системы «учитель-ученик». Предложен принцип организации образовательных процессов: технология образования не должна нарушать соответствия между целью образовательного процесса и аттрактором в развитии взаимодействия элементов системы «учитель–ученик»; Качество образования предлагается оценивать по критерию максимизизации знаний учащихся при количестве сообщений, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом. Качество учебного занятия рассматривается через механизм получения знаний за время, определенное учебной программой. Знания рассмотрены как информация, воспринятая человеком и структурированная им по важности согласно целям и желаниям.
Использование принципа соответствия цели образовательного процесса и аттрактора в развитии взаимодействий элементов системы «учитель–ученик» определяет формирование природосообразных технологий, не нарушающих положение аттрактора при достижении сформулированной цели получения знаний. Уровень образовательных учреждений, для которых предлагаются модели свертки и передачи информации един для дошкольного образования, а также для начальной, средней и высшей школ. Предлагаемые модели передачи образов используются как инструмент обеспечения рациональности процесса направленного формирования знаний, являющегося следствием информационного воздействия.

 

 


Об авторах

Е. В. Юркевич
Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
Россия

Д.т.н., профессор, г.н.с.



Л. Н. Крюкова
Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
Россия

Научный сотрудник



Список литературы

1. Большаков Б.Е. Закон природы. Дубна, 2003. 320 с.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1977. 192 с.

3. Маслова Н.В. Ноосферное образование: методология, технология, инструментарий // Вестник Российской академии естественных наук, 2003. Т. 3, № 3. С. 66–74.

4. Маслова Н.В., Юркевич Е.В. Голографические мыслеобразы: рождение, управление, трансформация // М.: ООО «Традиция», 2017, 224 с.

5. Месарович М. Теория систем и биология: точка зрения теоретика // В кн.: Системные исследования. М., 1970. С. 164.

6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 220 с.

7. Пенроуз Р. Тени Разума. Поиски недостающей науки о сознании. Нью-Йорк, Оксфорд: Оксфордский университет, 1984. 497 с.

8. Пенроуз Р. Новый ум короля. М.: Едиториал УРСС, 2003. 384 с.

9. И. Пригожин, И Стенгерс. «Время, хаос, квант» М.: Эдиториал УРСС, 2000.

10. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. труды. М., 1994. С. 55–105.

11. Урманцев Ю.А. Поли- и изоморфизм в живой и неживой природе. Вопросы философии, 1968, № 12. С. 77–88.

12. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1974.

13. Урсул А. Переход России к устойчивому развитию (Ноосферная стратегия). М., 1998.

14. Шмелёв Н.П. Гармония – космический феномен // Самоорганизация в природе / Материалы семинара: Поиск связи между разными способами построения систем, вып. 1. Томск: Томский университет, 1996. С. 74–85.

15. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. СПб., 2001. С. 267–406.

16. Юркевич Е.В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании. М.: ФГУП «ПИК ВИНИТИ», 2008. 68 с.

17. Юркевич Е.В. Информационные особенности сочетания материального и духовного аспектов существования живых систем // Философия и культура. № 2013.

18. Pribram K.H. Some dimensions of remembering: steps toward a neuro-psychological model of memory // macromoleculus and behaviour (ed. J.Gaito). New York: Academic Press, 1966. Pp. 165–187.

19. Frölich H. Long-range coherence and energy storage in biological systems // J. of Quantum. Chem., 1968, v. II. Pp. 641–649.

20. Sheldrake R. A New Science of Life: The Hypothesis of Formative Causation. Los Angeles, 1981.

21. Sperry R. Mind and moral priorities. California, 1981. 230 pp.

22. Woolf V.V. Holodinamics. Tucson-New York: Harbinger House, 1990. 218 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Юркевич Е.В., Крюкова Л.Н. Особенности передачи образной информации. Открытое образование. 2017;21(5):33-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-33-41

For citation: Yurkevich E.V., Krukova L.N. Peculiarities of Pattern Information Transmission. Open Education. 2017;21(5):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-33-41

Просмотров: 154

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)