Интерактивная азбука с дополненной реальностью как форма вовлечения детей в образовательный процесс
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-57-62
Аннотация
Цель исследования: обосновать целесообразность использования в образовательном процессе детей технологий с дополненной реальностью в целях увеличения уровня их вовлеченности и повышения эффективности образовательного процесса. Материалы и методы. Информационную базу исследования составили научные издания, информационные и аналитические обзоры, периодические издания, монографии, информация, размещенная в сети Internet, по вопросу практического применения в образовательном процессе технологий с дополненной реальностью, методической основой данного исследования являются описательные и сравнительные методы анализа. Результаты: показано, что в образовательном процессе детей целесообразно использовать современные технологические достижения, позволяющие организовывать продуктивные взаимодействия и взаимоотношения обучающихся между собой и с учителями, преподавателями. При этом перспективными форматами реализации образовательного процесса являются учебные, деловые, ролевые игры, дискуссии, способствующие ускорению освоения нового опыта и получения новых знаний. Мир дополненной реальности имеет следующие свойства: совмещает реальное и виртуальное, взаимодействует в режиме реального времени, функционирует в трехмерном пространстве.
К преимуществам Интерактивной азбуки на базе технологии дополненной реальности можно отнести: 1) гарантированность сильных эмоциональных откликов; 2) вовлеченность и интерактивность, способствующие устойчивому запоминанию; 3) возможности взаимодействия при помощи гаджетов с искусственным миром; 4) связь Digital и оффлайн; 5) возможность проведения виртуальных уроков. Одной из главных особенностей
виртуальной реальности является ощущение сопричастности и возможность от первого лица все наблюдать. Это делает целесообразным проведения уроков целиком в виртуальной реальности. Достижение полного вовлечения в учебный процесс способствует повышению мотивации и успехам в получении знаний.
Использование в образовательных процессах технологий дополненной реальности раскрывает спектр безграничных возможностей, например, к которым относятся: участие в исторических событиях; наблюдение редчайших физических явлений; проведение манипуляций с различными объектами физического мира; осуществление химических опытов; анализирование больших объемов данных. Заключение: применение технологии дополненной реальности способствует повышению эффективности образовательных процессов. Использование виртуальной реальности позволяет не просто рассказать и показать ученикам историю мира, а проиллюстрировать мир прошлого с позиций конкретных исторических персонажей. Учащихся можно отправить в путешествия как в микрокапсулах по человеческому организму, так и выбирать верный курс для экспедиций на корабле Магеллана. Использование виртуальной реальности позволяет изменять сценарии, оказывать влияние на различные эксперименты или в игровых и доступных для понимания формах решать математические задачи.
Об авторах
В. Д. СекеринРоссия
Д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и организация»
А. Е. Горохова
Россия
Д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика и организация»
А. А. Щербаков
Россия
Аспирант кафедры «Экономика и организация»
Е. В. Юркевич
Россия
Д.т.н., профессор, главный научный сотрудник
Список литературы
1. Веселовский М.Я., Измайлова М.А., Нуралиев С.У. Формирование интерактивной модели трансфера технологий как фактор повышения инновационной активности компаний // Вопросы региональной экономики. 2015. № 3. С. 9–20.
2. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Интеллектуализация факторов производства как основа инновационного развития промышленных предприятий // Управление инновациями – 2012: Материалы международной научно-практической конференции 19–21 ноября 2012 г. / Под ред. Р.М. Нижегородцева. М.: ЛЕНАНД, 2012. 240 с. С. 127–131.
3. Нижегородцев Р.М. Экономика инноваций: учебное пособие. 2-е изд., исправл. и доп. М.: РУСАЙНС, 2016. 154 с.
4. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс. М.: Наука, 1983. 224 с.
5. Куликова Н.Г. Современное образование: философия кризиса. Кемерово: Практика, 2014. 112 с.
6. Деминг У.Э. Новая экономика. М.: Эксмо, 2006
7. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: Free Press. 1980; Idem. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press. 1985
8. Маслова Н.Н. Ноосферное образование. Симферополь: Доля, 2012. 289 с.
9. Юркевич Е.В., Секерин В.Д. Логистика образования – наука об управлении передачей знаний // Информатизация науки и образования № 4, 2011.
10. Nizhegorodtsev R. M., Piskun E. I.., Kudrevich V.V. The forecasting of regional social and economic development // Economy of Region. 2017. Т. 13. No. 1. С. 38–48.
11. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. 536 с.
12. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия для ХХI века: Сб. ст. М., 1992. 64 с.
13. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. Братск, 2002. 230 с.
14. Ткаченко Е.В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. 232 с.
15. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования: В 2 т. Кострома: Изд-во КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1996. 204 с.
16. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. 381 с.
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
18. Блинов А., Рудакова О. Вопросы обучения современных управленцев // Экономист. 2009. № 9. С. 88–92.
19. Лейбович А.Н. Развитие национальной системы квалификаций // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 2. С. 10–14.
20. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. Монография. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. 500 с.
Рецензия
Для цитирования:
Секерин В.Д., Горохова А.Е., Щербаков А.А., Юркевич Е.В. Интерактивная азбука с дополненной реальностью как форма вовлечения детей в образовательный процесс. Открытое образование. 2017;21(5):57-62. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-57-62
For citation:
Sekerin V.D., Gorokhova A.E., Scherbakov A.A., Yurkevich E.V. The interactive alphabet with augmented reality as a form of involving children in educational process. Open Education. 2017;21(5):57-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-57-62