Ноосферный вектор управления системой высшего профессионального образования


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-72-81

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является обоснование необходимости и целесообразности широкого использования ноосферных подходов и технологий в управлении системой высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы и методы. Информационную базу исследования составили законы об образовании, действующие в Украине, Российской Федерации и Донецкой Народной Республике, образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также публикации ученых по исследуемой проблематике. В исследовании использовались методы: текстологические, анализа, обобщения, моделирования.
Результаты. В процессе исследования всесторонне рассмотрено понятие ноосферы, проанализированы современные теории и концепции ее развития во взаимосвязи с развитием общества, неотъемлемой частью которого является система образования. Обозначена взаимосвязь ноосферы с управлением вообще и современной системой образования, в частности. Представлена концепция ноосферного образования и исследовано ее влияние на целостное развитие личности. Выполнена сравнительная характеристика структуры и уровней системы образования Украины, Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, сопоставлены типы образовательных организаций указанных государств. Предложена структура образовательной организации высшего профессионального образования как социально-экономической системы, управляемой с позиции концепции ноосферного образования. Рассмотрены факторы конкурентоспособности образовательной организации высшей школы с точки зрения ноосферного управления. Особое внимание уделено такому внутреннему фактору конкурентоспособности образовательных организаций, как качество студенческой жизни, поскольку данная позиция, особенно с точки зрения ноосферного управления, оказывает значительное влияние на рейтинг среди потребителей. Проанализирована взаимосвязь компетенций – общекультурных, в первую очередь, – формируемых в процессе освоения образовательных программ, а также влияние, которое они оказывают на реализуемые, на их основе, функции. Продемонстрирована тесная взаимосвязь модели функционирования образовательной организации высшего профессионального образования с ее законодательным статусом. Рассмотрены и сопоставлены виды образовательных организаций высшей школы, особое внимание уделено такому типу образовательной организации, как учебно-научно-методический комплекс. Систематизированы цель и задачи такого комплекса. Заключение. По результатам исследования сделан вывод о том, что миссия ноосферного образования заключается в стратегическом прорыве в новое качество технологий мышления, социального государства, уровня жизни. С учетом ноосферного подхода в управлении системой высшего профессионального образования, его цель сформулирована как обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению области знаний, которые обладают высокими духовными, культурными и нравственными качествами, а также способных обеспечить научно–техническое, экономическое, социальное и культурное развитие государства. Перс-пективность и социальная значимость ноосферных технологий в образовании доказывают целесообразность их широкого внедрения в практику профессиональной подготовки высшей школой молодых специалистов. Направлением дальнейших исследований обозначено формирование – на основе принципов ноосферного управления – инновационной стратегии повышения качества образовательных услуг.

 

 


Об авторах

Ю. А. Мишина
Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики
Украина

Аспирант, кафедры учета и аудита



А. В. Верига
Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики
Украина

Д.э.н., доцент, профессор кафедры учета и аудита



Список литературы

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Философские мысли натуралиста: сб. науч. тр. М.: Наука, 1988. С. 503-510.

2. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч, 1993. 275 с.

3. Иванов С.А., Ворошилова Т.А. Современное экологическое образование: от экоцентризма – к ноосферному мировоззрению // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. 3. С. 60–65.

4. Бердяев Н.А. Человеческая личность и сверхличные ценности URL: http://www. odinblago.ru/sverhlichnie_cennosti (дата обращения: 12.10.2017).

5. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. 2010. № 8 (105). С. 4–6.

6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о при-роде и человеке URL: http://nffedorov.ru/wiki/ (дата обращения: 12.10.2017).

7. Циолковский К.Э. Монизм вселенной URL: http://forenable.com/dop/tsiolkov_monizm. html (дата обращения: 12.10.2017).

8. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия URL: http://library.icdc.ru/index.php/component/ k2/item/8365-kosmicheskij-puls-zhizni-zemlya-v-ob-yatiyakh-solntsa-geliotaraksiya (дата обраще-ния: 12.10.2017).

9. Урсул А.Д. Образовательная революция ХХІ века в перспективе устойчивого будущего. Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 15– 17; № 2. С. 11–19; № 3. С. 17–24.

10. Урсул А.Д. На пути к опережающему образованию. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. 3 (31). С. 130–132.

11. Сикорская Г.П., Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика). Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. 202 с.

12. Куренная А.Ф. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в Рос-сии и современном мире. Молодые исследователи. Изв. Саратовского ун–та. Новая серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 1 (5). С. 114–118.

13. Об образовании: закон Украины от 05.09.2017 № 2145-VІІІ (публикация на украинском языке) URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/ link1/T172145.html (дата обращения: 12.10.2017).

14. Об образовании в Российской Феде-рации: закон РФ от 29.12.2012 № 273–ФЗ, с изменениями и дополнениями URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=201339&fld=134&dst=100048, 0&rnd=0.4701600201535263 (дата обращения: 12.10.2017).

15. Об образовании: закон ДНР от 19.06.2015 № 55–IHC, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016, с изменениями и дополнениями URL: http://dnrsovet.su/zakon–dnr–ob– obrazovanii/ (дата обращения: 12.10.2017).

16. Верига А.В., Мишина Ю.А. Конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг // Научный жур-нал «Менеджер» ГОУ ВПО «ДонАУиГС». 2016. 3 (77). С. 183-191.

17. Холод Л.Л., Хрусталев Е.Ю. Анализ финансовой деятельности высшего учебного заведения в рыночных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5. С. 1–19.

18. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза // Проблемы науки и образования. 2010. № 15. С. 392–396.

19. Образовательные стандарты Донецкой Народной Республики URL: http://mondnr. ru/dokumenty/standarty-vpo (дата обращения:

20. 10.2017).

21. Гисина О.Г. Реализация комплексного подхода к оценке конкурентоспособности вуза и его продуктов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. 2013. Вып. 1. С. 152–158.

22. Официальный сайт Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» URL: http://donampa.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id=91&Itemid=269 (дата обращения: 12.10.2017).

23. Официальный сайт Министерства об-разования и науки Донецкой Народной Рес-публики URL: http://mondnr.ru/deyatelnost/ tekushchie-proekty/item/1541-uchebno-nauchnometodicheskij-kompleks-gosudarstvennoj-o r g a n i z a t s i i - v y s s h e g o - p r o f e s s i o n a l n o g o -obrazovaniya-donetskij-natsionalnyj-universitetekonomiki-i-torgovli-imeni-mikhaila-tuganbaranovskogo (дата обращения: 12.10.2017).

24. Гамаюнов В.Г. Государство и образование // Сборник научных работ ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики». Серия «Государственное управление». 2016. № 3. С. 134–150.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мишина Ю.А., Верига А.В. Ноосферный вектор управления системой высшего профессионального образования. Открытое образование. 2017;21(5):72-81. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-72-81

For citation: Mishina Y.A., Veriga A.V. Noospheric vector of management applied to the system of higher professional education. Open Education. 2017;21(5):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-72-81

Просмотров: 140

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)