Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-70-80
Аннотация
Как в России, так и за рубежом командный способ работы давно и прочно завоевал свое место на рынке труда как форма коллективного взаимодействия мультипрофессиональных групп специалистов по реализации бизнес-проектов, проведению научно-конструкторских разработок, проектированию технологических решений и созданию инновационной продукции. При этом в образовательной практике, особенно при использовании дистанционных образовательных технологий, командный метод обучения встречается довольно редко. Причина этого состоит в том, что командная работа при реализации образовательных программ требует организации учёта индивидуальных образовательных результатов каждого обучаемого, их вклада в выполнение группового задания, что усложняет организацию образовательного процесса. Вследствие этого образовательные организации не слишком часто используют данную форму обучения из-за сложности его применения при проведении промежуточной и итоговой аттестации.
Цель исследования: поиск и валидация решения проблемы, которую можно сформулировать как противоречие между потребностью выполнения групповых домашних заданий при обучении в дистанционном формате и необходимостью фиксации индивидуальных образовательных результатов каждого обучаемого в целях промежуточной и итоговой аттестации. Авторы статьи предлагают базовые методические принципы, соблюдение которых позволяет соблюсти баланс между требованиями законодательства и сохранением командного подхода в процессе групповой работы обучаемых.
Материалы и методы. В качестве исходных материалов исследования используется обзор имеющихся публикаций по вопросам организации командной работы обучаемых, в том числе при реализации обучения в дистанционном формате, законодательство Российской Федерации в части, затрагивающей вопросы промежуточной и итоговой аттестации обучаемых, а также практический опыт реализации программ повышения квалификации на базе АНО «Электронное образование для наноиндустрии («еНано»)». На основании данных материалов авторами предлагаются базовые методические принципы, полученные эмпирическим путем и подлежащие валидации в процессе исследования. Валидация предложенных принципов выполнена на примере программы повышения квалификации «Проектирование и разработка электронных учебных курсов», реализуемой АНО «еНано» методом экспертного опроса на основании статистически значимой выборки.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования авторами получено подтверждение эффективности применения предлагаемых методических принципов методом экспертного опроса путем анкетирования 35 участников, прошедших обучение по вышеуказанной программе повышения квалификации в полностью дистанционном формате. Данная генеральная совокупность была сформирована из 3-х потоков, внутри которых обучаемые были разделены на минигруппы по 3–4 человека и сами модерировали роли внутри подгрупп при выполнении групповых (командных) заданий. Особую ценность в данной выборке представляет то, что все обучаемые имеют уровень образования не ниже высшего профессионального и являются действующими сотрудниками и преподавателями пяти российских университетов (СамГУ, ПНИПУ, ЯрГУ, КНИТУ, МИСиС), среди которых 6 профессоров, докторов наук, 18 доцентов, кандидатов наук, 2 декана, 2 заведующих каферами, 4 директора центров дистанционного обучения.
Заключение. Авторы надеются продолжить данное исследование, распространив его на программы профессиональной переподготовки и магистерские программы, реализуемые в полностью дистанционном формате.Об авторах
И. А. ВальдманРоссия
К.пед.н., генеральный директор
О. В. Мерецков
Россия
ведущий специалист по дистанционному обучению
Тел.: (903) 763 26 41, (495) 988 53 88 доб. 1749
Список литературы
1. Дьяченко В.К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в двух томах. М: Народное образование, 2006. Т. I. 400с. Т. II. 384 с.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
3. Яхонтова Е.С. Преимущества и проблемы внедрения командного метода работы // Современное управление, 2003. № 10. С. 27–32.
4. Бальтанова Г. Ж. Работа в малых группах как одна из активных форм организации ауди- торной работы обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II Международной научно- практической конференции (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 56–58.
5. Шумовская А.Г. Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири «MAGISTER DIXIT» Иркутск: Евразийский лингвистический институт, 2011. С. 139–141.
6. Кайсина Н.А., Рогачева Т.В., Восемь форм группового обучения учеников: одна голова хорошо, а две лучше / URL: http://pedsovet.su/publ/205-1-0-1133.
7. Карякин А.М. Командная работа. Основы теории и практики. Учебное пособие. Иваново: Ивановский Государственный Энергетический Университет, 2003. 136 с.
8. Пупцев А.Е., Солодовникова М.Л. Совершенствование дистанционной среды обучения. Минск: Народная асвета. 2010. № 12. С. 49–52.
9. Солодовникова М., Совместная работа студентов в дистанционных курсах на основе интернет-сервисов. Труды межвузовской научно-практической и учебно-методической конференции «Актуальные проблемы образования» Рига: Институт транспорта и связи, 2012. C. 83–88.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016–2017 гг.
11. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
12. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»).
Рецензия
Для цитирования:
Вальдман И.А., Мерецков О.В. Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате. Открытое образование. 2017;(6):70-80. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-70-80
For citation:
Valdman I.A., Meretskov O.V. Methodical aspects of group work organization of the trainees in the professional development programs in long distance format. Open Education. 2017;(6):70-80. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-70-80