Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-70-80

Полный текст:


Аннотация

Как в России, так и за рубежом командный способ работы давно и прочно завоевал свое место на рынке труда как форма коллективного взаимодействия мультипрофессиональных групп специалистов по реализации бизнес-проектов, проведению научно-конструкторских разработок, проектированию технологических решений и созданию инновационной продукции. При этом в образовательной практике, особенно при использовании дистанционных образовательных технологий, командный метод обучения встречается довольно редко. Причина этого состоит в том, что командная работа при реализации образовательных программ требует организации учёта индивидуальных образовательных результатов каждого обучаемого, их вклада в выполнение группового задания, что усложняет организацию образовательного процесса. Вследствие этого образовательные организации не слишком часто используют данную форму обучения из-за сложности его применения при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

Цель исследования: поиск и валидация решения проблемы, которую можно сформулировать как противоречие между потребностью выполнения групповых домашних заданий при обучении в дистанционном формате и необходимостью фиксации индивидуальных образовательных результатов каждого обучаемого в целях промежуточной и итоговой аттестации. Авторы статьи предлагают базовые методические принципы, соблюдение которых позволяет соблюсти баланс между требованиями законодательства и сохранением командного подхода в процессе групповой работы обучаемых.

Материалы и методы. В качестве исходных материалов исследования используется обзор имеющихся публикаций по вопросам организации командной работы обучаемых, в том числе при реализации обучения в дистанционном формате, законодательство Российской Федерации в части, затрагивающей вопросы промежуточной и итоговой аттестации обучаемых, а также практический опыт реализации программ повышения квалификации на базе АНО «Электронное образование для наноиндустрии («еНано»)». На основании данных материалов авторами предлагаются базовые методические принципы, полученные эмпирическим путем и подлежащие валидации в процессе исследования. Валидация предложенных принципов выполнена на примере программы повышения квалификации «Проектирование и разработка электронных учебных курсов», реализуемой АНО «еНано» методом экспертного опроса на основании статистически значимой выборки.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования авторами получено подтверждение эффективности применения предлагаемых методических принципов методом экспертного опроса путем анкетирования 35 участников, прошедших обучение по вышеуказанной программе повышения квалификации в полностью дистанционном формате. Данная генеральная совокупность была сформирована из 3-х потоков, внутри которых обучаемые были разделены на минигруппы по 3–4 человека и сами модерировали роли внутри подгрупп при выполнении групповых (командных) заданий. Особую ценность в данной выборке представляет то, что все обучаемые имеют уровень образования не ниже высшего профессионального и являются действующими сотрудниками и преподавателями пяти российских университетов (СамГУ, ПНИПУ, ЯрГУ, КНИТУ, МИСиС), среди которых 6 профессоров, докторов наук, 18 доцентов, кандидатов наук, 2 декана, 2 заведующих каферами, 4 директора центров дистанционного обучения.

Заключение. Авторы надеются продолжить данное исследование, распространив его на программы профессиональной переподготовки и магистерские программы, реализуемые в полностью дистанционном формате.

Об авторах

И. А. Вальдман
Автономная некоммерческая организация «Электронное образование для наноиндустрии» (АНО «еНано»), Москва
Россия
К.пед.н., генеральный директор


О. В. Мерецков
Автономная некоммерческая организация «Электронное образование для наноиндустрии» (АНО «еНано»), Москва
Россия

ведущий специалист по дистанционному обучению 

Тел.: (903) 763 26 41, (495) 988 53 88 доб. 1749 



Список литературы

1. Дьяченко В.К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в двух томах. М: Народное образование, 2006. Т. I. 400с. Т. II. 384 с.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.

3. Яхонтова Е.С. Преимущества и проблемы внедрения командного метода работы // Современное управление, 2003. № 10. С. 27–32.

4. Бальтанова Г. Ж. Работа в малых группах как одна из активных форм организации ауди- торной работы обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II Международной научно- практической конференции (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 56–58.

5. Шумовская А.Г. Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири «MAGISTER DIXIT» Иркутск: Евразийский лингвистический институт, 2011. С. 139–141.

6. Кайсина Н.А., Рогачева Т.В., Восемь форм группового обучения учеников: одна голова хорошо, а две лучше / URL: http://pedsovet.su/publ/205-1-0-1133.

7. Карякин А.М. Командная работа. Основы теории и практики. Учебное пособие. Иваново: Ивановский Государственный Энергетический Университет, 2003. 136 с.

8. Пупцев А.Е., Солодовникова М.Л. Совершенствование дистанционной среды обучения. Минск: Народная асвета. 2010. № 12. С. 49–52.

9. Солодовникова М., Совместная работа студентов в дистанционных курсах на основе интернет-сервисов. Труды межвузовской научно-практической и учебно-методической конференции «Актуальные проблемы образования» Рига: Институт транспорта и связи, 2012. C. 83–88.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016–2017 гг.

11. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

12. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Вальдман И.А., Мерецков О.В. Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате. Открытое образование. 2017;(6):70-80. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-70-80

For citation: Valdman I.A., Meretskov O.V. Methodical aspects of group work organization of the trainees in the professional development programs in long distance format. Open Education. 2017;(6):70-80. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-70-80

Просмотров: 337

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)