Медиапространство современной школы


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91

Полный текст:


Аннотация

Каким должно быть медиапространство современной образовательной организации? Насколько образовательная организация должна быть представлена в социальных сетях? Какие методы повышения уровня медиаграмотности педагогов и обучающихся оптимально использовать?

Цель данного исследования авторы видят в разработке и представлении оптимальной модели медиапространства современной образовательной организации, в которой будут учтены не только особенности, обусловленные изменениями в образовательном процессе, но и потребности современной аудитории – педагогов, учащихся, родителей, образовательных партнеров.

Одна из задач исследования состоит в обосновании включения новых электронных образовательных сред в медиапространство образовательной организации. Так, например, образовательный ресурс «Московская электронная школа» содержит разработки (сценарии уроков) педагогов. То есть образовательный контент создается собственно педагогами образовательных организаций. Тем самым «Московская электронная школа» технологически и содержательно подводит школу к выходу в глобальное информационное пространство. Ресурсы «Московской электронной школы» становятся частью образовательной медиасферы современных образовательных организаций.

Материалы и методы: в статье проанализированы информационные ресурсы образовательной организации, а именно страницы в социальных сетях, сайты, блоги и микроблоги, аккаунты, каналы, образовательные платформы, на которых представлены разработки педагогов образовательных организаций и т.п. Кроме того, проведено мониторинговое исследование элементов медиапространства образовательной организации. Важность анализа медипространства современной образовательной организации обусловлена тем, что медиаобразование выступает как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования критического мышления и собственного мировоззрения, которое происходит под влиянием информационных потоков. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного подхода к организации медипростраства современной школы. Неотъемлемым элементом комплексного подхода является создание условий для формирования медиаграмотности педагогов и обучающихся.

Результатом исследования является оптимальная, с точки зрения авторов, модель медиапространства современной школы, которая включает как страницы в социальных сетях, профили, микроблоги, блоги, аккаунты, так и собственные веб-ресурсы, каждый из которых имеет собственное назначение и функциональные особенности.

В заключение можно констатировать, что одной из ключевых ценностей, описанной в статье модели создания школьного медиапространства, является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария мадиаграмонтности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки, в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач, то есть ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы. 


Об авторах

А. А. Вахнеева
ГБОУ Школа № 1517, Москва
Россия
Директор


Е. И. Давыдова-Мартынова
ГБОУ Школа № 1517, Москва
Россия

К.пол.н., руководитель

Лаборатория инновационных проектов 



М. О. Зюзюкова
ГБОУ Школа № 1517, Москва
Россия
Куратор международных образовательных программ


Список литературы

1. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274.

2. Белицкая О.В. Анализ подходов к определению понятия «образовательное медиапространство» // Открытое образование / URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-2(97)- 42-45

3. Белицкая О.В. Развитие педагогически ориентированного медиапространства профессиональной образовательной организации: автореферат дис. кандидата педагогических наук. Саратов, 2015.

4. Бондаренко Е.А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе //Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7 / URL: http://mic.org.ru/ phocadownload/7-homutova.pdf. Дата обращения: 21.09.2017.

5. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в обеспечении информационной безопасности учащихся // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества / URL: http://www.openclass. ru/node/347271. Дата обращения: 10.10.2017 г.

6. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогические образование и наука. 2002.

7. Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций. Открытое образование. 2016. 5. С. 61–67. DOI:10.21686/1818-4243-2016-5-61-67 / URL: http://openedu.rea.ru/jour/article/view/321

8. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

9. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: автореф. дис. канд. фил. наук. Москва, 2008.

10. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

11. Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Омск, 2005.

12. Зазнобина Л.С. Медиаобразование: новая реальность? // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3.

13. Информационный Центр Правительства Москвы / URL: https://icmos.ru/news/49472- v-ramkakh-proekta-moskovskaya-elektronnayashkola-razrabotano-okolo-44-tys-interaktivnykhstsenariev/ Дата обращения 20.09.2017.

14. Кулева О.В. Методы и этапы исследования веб-ресурсов // Библиосфера, 2007. № 4.

15. Маклаков А.Г. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.

16. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред.: В.В. Давыдова. 1993–1999.

17. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007.

18. Учительская газета. No. 15. 11 апреля, 2017 г.

19. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2.

20. Федоров А.В. Медиаобразование: проблемы и тенденции: сборник статей М.: Директ- Медиа, 2014

21. Юдина Е.Н. Развитие медиапространства современной России: автореф. дис. д-ра соц. наук. Москва, 2008.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Вахнеева А.А., Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Медиапространство современной школы. Открытое образование. 2017;(6):81-91. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91

For citation: Vakneeva A.A., Davydova-Martynova E.I., Zyuzyukova M.O. Media space of the modern school. Open Education. 2017;(6):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91

Просмотров: 295

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)