Медиапространство современной школы
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91
Аннотация
Каким должно быть медиапространство современной образовательной организации? Насколько образовательная организация должна быть представлена в социальных сетях? Какие методы повышения уровня медиаграмотности педагогов и обучающихся оптимально использовать?
Цель данного исследования авторы видят в разработке и представлении оптимальной модели медиапространства современной образовательной организации, в которой будут учтены не только особенности, обусловленные изменениями в образовательном процессе, но и потребности современной аудитории – педагогов, учащихся, родителей, образовательных партнеров.
Одна из задач исследования состоит в обосновании включения новых электронных образовательных сред в медиапространство образовательной организации. Так, например, образовательный ресурс «Московская электронная школа» содержит разработки (сценарии уроков) педагогов. То есть образовательный контент создается собственно педагогами образовательных организаций. Тем самым «Московская электронная школа» технологически и содержательно подводит школу к выходу в глобальное информационное пространство. Ресурсы «Московской электронной школы» становятся частью образовательной медиасферы современных образовательных организаций.
Материалы и методы: в статье проанализированы информационные ресурсы образовательной организации, а именно страницы в социальных сетях, сайты, блоги и микроблоги, аккаунты, каналы, образовательные платформы, на которых представлены разработки педагогов образовательных организаций и т.п. Кроме того, проведено мониторинговое исследование элементов медиапространства образовательной организации. Важность анализа медипространства современной образовательной организации обусловлена тем, что медиаобразование выступает как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования критического мышления и собственного мировоззрения, которое происходит под влиянием информационных потоков. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного подхода к организации медипростраства современной школы. Неотъемлемым элементом комплексного подхода является создание условий для формирования медиаграмотности педагогов и обучающихся.
Результатом исследования является оптимальная, с точки зрения авторов, модель медиапространства современной школы, которая включает как страницы в социальных сетях, профили, микроблоги, блоги, аккаунты, так и собственные веб-ресурсы, каждый из которых имеет собственное назначение и функциональные особенности.
В заключение можно констатировать, что одной из ключевых ценностей, описанной в статье модели создания школьного медиапространства, является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария мадиаграмонтности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки, в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач, то есть ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы.
Об авторах
А. А. ВахнееваРоссия
Директор
Е. И. Давыдова-Мартынова
Россия
К.пол.н., руководитель
Лаборатория инновационных проектов
М. О. Зюзюкова
Россия
Куратор международных образовательных программ
Список литературы
1. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274.
2. Белицкая О.В. Анализ подходов к определению понятия «образовательное медиапространство» // Открытое образование / URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-2(97)- 42-45
3. Белицкая О.В. Развитие педагогически ориентированного медиапространства профессиональной образовательной организации: автореферат дис. кандидата педагогических наук. Саратов, 2015.
4. Бондаренко Е.А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе //Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7 / URL: http://mic.org.ru/ phocadownload/7-homutova.pdf. Дата обращения: 21.09.2017.
5. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в обеспечении информационной безопасности учащихся // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества / URL: http://www.openclass. ru/node/347271. Дата обращения: 10.10.2017 г.
6. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогические образование и наука. 2002.
7. Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций. Открытое образование. 2016. 5. С. 61–67. DOI:10.21686/1818-4243-2016-5-61-67 / URL: http://openedu.rea.ru/jour/article/view/321
8. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
9. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: автореф. дис. канд. фил. наук. Москва, 2008.
10. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
11. Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Омск, 2005.
12. Зазнобина Л.С. Медиаобразование: новая реальность? // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3.
13. Информационный Центр Правительства Москвы / URL: https://icmos.ru/news/49472- v-ramkakh-proekta-moskovskaya-elektronnayashkola-razrabotano-okolo-44-tys-interaktivnykhstsenariev/ Дата обращения 20.09.2017.
14. Кулева О.В. Методы и этапы исследования веб-ресурсов // Библиосфера, 2007. № 4.
15. Маклаков А.Г. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.
16. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред.: В.В. Давыдова. 1993–1999.
17. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007.
18. Учительская газета. No. 15. 11 апреля, 2017 г.
19. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2.
20. Федоров А.В. Медиаобразование: проблемы и тенденции: сборник статей М.: Директ- Медиа, 2014
21. Юдина Е.Н. Развитие медиапространства современной России: автореф. дис. д-ра соц. наук. Москва, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Вахнеева А.А., Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Медиапространство современной школы. Открытое образование. 2017;(6):81-91. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91
For citation:
Vakneeva A.A., Davydova-Martynova E.I., Zyuzyukova M.O. Media space of the modern school. Open Education. 2017;(6):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91