Возможности использования электронных средств обучения для развития познавательной активности студентов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-54-60

Полный текст:


Аннотация

Процесс информатизации образования привел к активному использованию средств современных информационных технологий в процессе обучения. Электронные средства обучения не только дополняют образовательный процесс, но и стали его неотъемлемой частью, призванной повысить эффективность и результативность обучения. Электронные средства обучения являются средством повышения интереса студентов к изучению предмета и повышения познавательной активности.

Успешность обучения в ВУЗе связана с познавательной активностью студентов и находится в прямой взаимосвязи от нее. Современное общество предъявляет требования к выпускникам высших учебных заведений: высокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки, способность решать сложные политические, научно-технические, социальные и экономические вопросы. Развитие познавательной активности является необходимым элементом личностного роста и развития, фундаментальным условием непрерывного образования. Попытки педагогов активизировать познавательную деятельность посредством увеличения объема предоставляемого к изучению материала и интенсивности его подачи приводят к значительному снижению качества образования, к росту его стрессогенности для всех субъектов образовательного процесса. Традиционная система контроля и оценки знаний обучающихся часто вносит противоречие в мотивационную сферу учебного процесса [1]. Учебная мотивация обеспечивает наиболее высокий уровень познавательной активности, достигающейся благодаря непрерывному побуждению студента к самосовершенствованию при условии создания необходимых условий в образовательном процессе высшего учебного заведения, а также зарождением у студентов желания добиваться новых результатов, которые бы были выше итогов предыдущего этапа обучения и результатов познавательной деятельности.

Целью исследования является изучение возможностей применения электронных средств обучения в образовательном процессе высших учебных заведений для развития познавательной активности студентов. Изучены основные подходы к развитию познавательной активности. Предложена модель занятия с использованием электронных средств обучения, направленного на развитие познавательной активности студентов. Основные методы исследования: анализ научно-методической литературы и моделирование. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие познавательной активности студентов на основе использования в образовательном процессе электронных средств обучения осуществляется за счет индивидуализации и дифференцирования процесса обучения, вкрапления элементов поиска и игровых ситуаций, решения задач, выстраивания персонального маршрута обучения. Электронные средства обучения не только повышают интерес к предмету, но и задействуют больше органов чувств учащихся, за счет чего возрастает эффективность усвоения знаний. Необходимо использовать возможности новых информационных технологий не только для поддержки традиционных форм обучения, но и воплощения в жизнь идей развивающего обучения, интенсификации всех этапов учебно-воспитательного процесса, подготовки студентов к профессиональной деятельности в информационном обществе.

Стоит отметить, что электронные средства обучения нельзя считать универсальным средством, которое может решить все проблемы дидактического характера, возникающие в образовательном процессе ВУЗа. Требуемого результата можно добиться только полностью обдумав эффективность использования электронных средств обучения на каждом этапе процесса обучения.


Об авторах

Т. А. Черных
Оренбургский государственный университет
Россия

Татьяна Александровна Черных 

Оренбург



Ю. А. Рубцова
Оренбургский государственный университет
Россия

Юлия Александровна Рубцова 

Оренбург



Список литературы

1. Запорожченко Л.И. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 5–6. С. 219–223.

2. Академик. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/738278.html. (Дата обращения: 20.03.2018).

3. Касимов Р.Я. Активизация учебной познавательной деятельности с позиций дидактической кибернетики // Новые информационные технологии в образовании: МНИИ ВО, 1993. Вып. 3. 64 с.

4. Ищенко О.С. Развитие познавательной активности детей. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-poznavatelnoy-aktivnostidetey-964817.html. (Дата обращения: 20.03.2018).

5. Смирнов В.Ю. Проблема изучения познавательной активности в 60–80-е гг. XX в. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. С. 225–235.

6. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25–33.

7. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.

8. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 53–59.

9. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.

10. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 86–90.

11. Полетаева Л.А. Развитие познавательной активности учащихся. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/06/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti. (Дата обращения: 20.03.2018).

12. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. 2005. № 2.

13. Карманникова М.В. Доклад на тему: «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии». URL: http://www.informio.ru/publications/id3478/Doklad-na-temu-Aktivizacijapoznavatelnoi-dejatelnosti-na-urokah-biologii. (Дата обращения: 20.03.2018).

14. Щукина Г.И. Исследование активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика. 1983. № 3. С. 36–37.

15. Назимов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. 302 с.

16. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4. С. 441–444.

17. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 86–90.

18. Сероусов И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественно научных дисциплин. Дис. … канд. пед. наук. Брянск, 1998. 186 с.

19. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

20. Христочевский С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1. С. 13–19.

21. Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // ИНФО. 1991. № 4. С. 18–25.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных Т.А., Рубцова Ю.А. Возможности использования электронных средств обучения для развития познавательной активности студентов. Открытое образование. 2018;22(2):54-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-54-60

For citation: Chernykh T.A., Rubtsova Y.A. The possibility of using e-learning tools for the development of the cognitive activity of students. Open Education. 2018;22(2):54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-54-60

Просмотров: 323

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)