РАЗРАБОТКА КУРСА ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-

Аннотация

Аннотация

Цель

Целью исследования является разработка методики преподавания процессного подхода к управлению предприятием, предполагающего исполнение экземпляров бизнес-процессов в компьютерной среде. Методику обучения легко использовать в любом ВУЗе, так как при проведении практических занятий курса применяется свободное программное обеспечение (СПО), доступное для установки через интернет, не требующее оплаты или регистрации. Использование СПО позволяет проводить преподавание частично или полностью дистанционно. Студенты могут получать практические навыки работы с системой управления бизнес-процессами, а также выполнять задания курса вне компьютерного класса, установив программное обеспечение на домашнем компьютере. Результаты выполнения заданий курса студенты могут через интернет выкладывать в кампус или посылать преподавателю по электронной почте. Преподаватели также могут проверять выполненные задания дистанционно, установив программное обеспечение на ноутбуке или домашнем компьютере.

 

Материалы и методы

По курсу издано учебное пособие, содержащее теоретический материал, издан лабораторный практикум. Составлен набор тестов и набор задач, используемых на зачетах и экзаменах. Разработан и проверен на практике подход, в рамках которого итоговая контрольная работа курса становится частью выпускной квалификационная работы студента. Для проведения лабораторных работ используется свободная система управления бизнес-процессами предприятия RunaWFE.

 

Результаты

Была разработана методика обучения процессному управлению студентов финансово-бухгалтерских специальностей и студентов, обучающихся по специальности бизнес-информатика. Курс был апробирован в течение нескольких лет в НИТУ МИСиС и МЭСИ (в настоящее время — РЭУ им. Плеханова). Занятия по отдельным разделам курса были проведены в УГАТУ, МГТУ им. Баумана, Финансовом университете, НИУ ВШЭ, Российском университете дружбы народов и МФТИ.

Решения, не показавшие хороших практических результатов, не были включены в методику.

 

Заключение

В статье представлен опыт обучения студентов процессному подходу к управлению предприятием. Изложенная методика позволяет обучить студентов построению исполняемых бизнес-процессов, реализующих решения для различных ситуаций, возникающих в бизнесе предприятия. Полученные знания полезны прошедшим обучение студентам в последующей производственной деятельности.


Об авторе

Денис Сергеевич Кузнецов
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
Россия
кафедра бизнес-информатики и систем управления производством


Список литературы

1. Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Эксмо; 2005.

2. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Компонентная методология. М.: Финансы и статистика; 2004.

3. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. М.: Финансы и статистика; 2006.

4. Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПбУ; 1997: 332 с.

5. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА "Стандарты и качество"; 2007: 240 с.

6. Кловпулос Т. Необходимость Workflow. М.: Весть-МетаТехнология; 2000: 384 с.

7. Вагнер Ю. Б. BPMS-эффект // Автоматизация в промышленности. 2009: №7

8. Михеев А. Г, Орлов М. В., Пятецкий В. Е. Комплексный подход к процессному управлению предприятием // Автоматизация в промышленности. 2013: № 1, с. 65 – 68

9. Михеев А.Г. Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами на примере свободной программы RunaWFE. Второе издание. – М.: ДМК Пресс, 2016. 336 с.

10. Пятецкий В.Е, Михеев А.Г., Новичихин В.В. Управление бизнес-процессами - BPMS: учебное пособие; – М. : МИСиС, 2017 . – 199 с.

11. Пятецкий В.Е, Михеев А.Г., Новичихин В.В. Система управления бизнес-процессами: основы разработки бизнес-процессов с помощью свободного программного обеспечения: практикум – М.: Изд. Дом МИСиС, 2013

12. Федоров И.Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 – М.: МЭСИ, 2013

13. Михеев А. Г., Орлов М. В. Система управления бизнес-процессами и административными регламентами // Программные продукты и системы, № 3 2011 с. 126 – 130.

14. Шеремет А. Н. Моделирование и управление бизнес-процессами в Runa WFE : учебно-методическое пособие, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кузбасская государственная педагогическая академия" . - Новокузнецк : КузГПА, 2012.

15. Чичкарев Е. А., Симкин А.И. Мариуполь, Приазовский государственный технический университет Опыт внедрения свободного ПО в учебный процесс для специальностей факультета информационных технологий. Шестая конференция Свободное программное обеспечение в высшей школе Альт Линукс, 2011 с. 49 — 51

16. Кокунов В. А., Соколов Н. Е., Шарабаева Л. Ю. Перспективы применения ВРМ-систем при развитии системы менеджмента качества современного вуза. Управленческое консультирование N 7 2014 с. 158 - 164

17. Точилкина Т.Е. Моделирование исполняемых бизнес-процессов в СУБП RunaWFE в учебных проектах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 (Финансовый университет. Москва)

18. Анна Вікторівна Марченко, Наталія Олександрівна Милостна Формальний опис і автоматизація бізнес-процесу підприємства зa допомогою ... Східно-Європейський журнал передових технологій, Vol. 4, Issue 2, 2011, pp. 28-31. (Сумський державний університет вул. Римського-Корсакова, 2, м. Суми, Україна)

19. Куликов Г. Г., Михеев А. Г., Орлов М. В., Габбасов Р. К., Антонов Д. В. Создание BPMN-моделей в программном продукте RunaWFE. Лабораторный практикум по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в экономике». - Уфа. УГАТУ. 2012


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кузнецов Д.С. РАЗРАБОТКА КУРСА ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Открытое образование. 2018;22(2). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-

For citation: . . Open Education. 2018;22(2). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-

Просмотров: 75

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)