Особенности педагогической ситуации при подготовке бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство» на примере дисциплины специализации


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-13-27

Полный текст:


Аннотация

Требования к качеству обучения студентов постоянно возрастают, работодатели также заинтересованы в получении высококачественных специалистов при существующей ныне системе бакалавриат – магистратура. Для результативной работы системы «преподаватель» – «студент» необходимо наличие высоко квалифицированных педагогов и современное материально-техническое оснащение учебного процесса.

Цели данной работы: выполнить анализ сложившейся педагогической ситуации; на примере профильной дисциплины разработать алгоритм обучения и его реализации в соответствии с законами дидактики бакалавров по направлению 08.01.03 «Строительство» направленности «Автомобильные дороги». Материалы и методы: Методы исследования заключаются в изучении основ дидактики (теории обучения) с позиций, общенаучных областей знаний, таких как общая теория систем и теории графов, ознакомление с законами функционирования процесса обучения, педагогическими технологиями отечественных и зарубежных исследователей.

Основными материалами стали Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 201 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36767); рабочий учебный план основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство», а также учебно-методический комплекс дисциплины, разработанный непосредственно ведущим преподавателем в соответствии с нормативно-правовыми требованиями.

Результаты: Представленная модель логической структуры учебного курса дисциплины «Основы проектирования транспортных сооружений» позволяет наглядно представить в системе графов совокупность взаимодействия дидактических единиц изучаемой дисциплины с другими дисциплинами основной образовательной программы, их взаимосвязь и иерархию. Выполненная в работе оценка характера существующих связей процесса обучения позволила выявить проблемы и противоречия последнего. Разработанная обучающая технология освоения профильной дисциплины учитывает уровни обученности и обучаемости, что позволяет создать эффективный канал связи «преподаватель» – «студент», успешная работа которого создаёт возможности для решения большого количества методических проблем обучения и самообучения изучаемого курса.

Заключение: Выполненный в статье анализ работ по педагогике, психологии, дидактике и технологии образовательного процесса позволил разработать эффективную логическую структуру учебного материала. Данная структура способствует систематизации и обобщению знаний, полученных обучаемыми на младших курсах при изучении дисциплин естественно- математического и естественно-научного циклов, которые являются базовыми для освоения профильных дисциплин на старших курсах.

Улучшить существующую ситуацию возможно, разработав эффективную методику преподавания технических дисциплин соответствующей направленности (специализации), которая будет давать положительные результаты при правильном построении логической структуры курса, индивидуализации обучения, регулярном контроле качества знаний. В результате обучающийся приобретает знания, необходимые для профессиональной деятельности, навыки в работе с нормативно-технической литературой, графическими редакторами компьютерных программ и технологий и, как результат, первоначальный опыт проектирования транспортных сооружений, необходимый для формирования практических умений и навыков, освоения соответствующих профилю (направленности) «Автомобильные дороги» компетенций и дидактических единиц. 


Об авторе

Н. И. Тарасеева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия
Тел.: +79272896142


Список литературы

1. Борытко Н.М. (ред.), Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: учебник Под. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 59 с.

2. Рогожин С.А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса — необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4(32). С. 19–26.

3. Парфенова Т.А Информационно-коммуникационные технологии в высшем образовании. В сб.: «Наука сегодня: теория, методология, практика, проблематика». Сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». 2014.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 345 с.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с. 6. Бойко А.П. Логическая структура учебного курса. Логика. М., 1994.

6. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, отбор, конструирование. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. С. 37.

7. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: учеб. пособие для вузов. Под ред. В.А. Персианова. М.: Юнити-Дана, 2008.

8. Камалеева А.Р. Системный подход в педагогике. Научно-педагогическое обозрение № 3. Томск: Томский госуд. пед. ун-т, 2015. С. 13–23.

9. Найниш Л.А., Люсев В.Н. Инженерная педагогика: Научно-методическое пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 88 с.

10. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 201 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36767).

11. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы». http://elementy.ru/ Library9/Treb.htm?context=293

12. Гаврилюк Л.Е., Чурсин А.И. Определение обученности и обучаемости студентов – важный фактор выбора технологии преподавания геометро-графических дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26523.

13. Лазарева О.И. Логическая структура учебного плана как математическая модель процесса обучения // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 83–87.

14. Разработка системы рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов. URL: http:// www.newreferat.com/ref-21953-9.html

15. Парфенова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и формирование психологической готовности к нему // «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» Сборник статей по материалам VI Международной науч.-практ. конф. 2016. С. 355–358.

16. Тарасеева Н.И. Социальное проектирование как средство воспитания студентов // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 194–196.

17. Найниш Л.А. Как выбрать оптимальную обучающую технологию // Молодежь, образование, наука. 2008. С. 95–103.

18. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: «Эгвес», 2005. 176 с. 20. Новиков А.М. Методология образования. М.: «Эгвес», 2006. 2-е изд. 488 с.

19. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Мотивация учения. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. С. 192–194.

20. Найниш Л.А. Алгоритмы и формы реализации процесса обучения // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: Материалы междунар. науч.-метод. конф. 22–24 апреля 2008 г., Пенза. Пенза: ПГУАС, 2008. Ч. 4. 281 с.

21. Севенюк С.А., Парфенова Т.А. Фототерапия как средство развития творческой активности студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2010. Т. 12. № 5–3. С. 704–707.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасеева Н.И. Особенности педагогической ситуации при подготовке бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство» на примере дисциплины специализации. Открытое образование. 2018;22(1):13-27. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-13-27

For citation: Taraseeva N.I. Peculiarities of the pedagogical situation at the training of bachelors on the direction 08.03.01 «Construction» on the example of discipline of specialization. Open Education. 2018;22(1):13-27. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-13-27

Просмотров: 197

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)