К вопросу о подготовке специалистов по управлению знаниями


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-14-26

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена выявлению ключевых особенностей обучения специалистов по управлению знаниями и систематизации доступных им источников информации. Актуальность тематики связана с растущей потребностью в управленческих кадрах, способных организовать работу со знаниями на предприятии с целью достижения конкурентных преимуществ.

В рамках исследования были рассмотрены определения, связанные с управлением знаниями в зарубежной и отечественной литературе, проанализировано количество преподаваемых профильных дисциплин в российских ВУЗах, выявлено преобладание неформального образования над образованием в ВУЗах. Изучен феномен преподавания управления знаниями в рамках таких смежных дисциплин как информационные технологии и управление персоналом. В статье также систематизированы тренды, в рамках которых реализуются проекты по управлению знаниями. На базе вышеуказанной специфики, выдвинуто предположение, что основным драйвером развития неформального образования в этой сфере является предпринимательская инициатива экспертов. Отмечены направления, в которых вклад российской науки в развитие управления знаниями как дисциплины проявляется в особой степени. Таковыми являются сферы интеллектуального капитала и информационных технологий.

Статья будет интересна исследователям и практикам, чьи профессиональные интересы лежат в сфере управления знаниями. В заключении предложены пути совершенствования систем образования в ВУЗах и неформального образования для повышения компетентности всех специалистов, которые работают в сфере управления знаниями.


Об авторах

Э. Я. Гринберг
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Россия

Эльвира Яковлевна Гринберг – аспирант, Кафедра информационных технологий в менеджменте, Высшая Школа Менеджмента 

Санкт-Петербург



А. Ю. Плешкова
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Россия

Анастасия Юрьевна Плешкова – лаборант-исследователь, Кафедра информационных технологий в менеджменте, Высшая Школа Менеджмента 

Санкт-Петербург

 



Список литературы

1. Grant R. Toward a knowledge-based view of the firm // Strategic Management Journal. 1996 b. Vol. 17 No. 4. P. 109–122.

2. Ragab M. and Arisha, A. Knowledge management and measurement: a critical review // Journal of Knowledge Management. 2013. Vol. 17. Issue 6. P. 873–901.

3. Serenko A. and Bontis N. Global ranking of knowledge management and intellectual capital academic journals: 2013 update // Journal of Knowledge Management. 2013. Vol. 17 Issue 2. P. 307–326.

4. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг образовательных программ на основе применения интеллектуальных технологий // Открытое образование. 2017. № 1 С. 14–19. DOI:10.21686/1818-4243-2017-1-14-19

5. Handzic M., Edwards J., Moffett S., GarciaPerez A., Kianto A. and Bolisani E. Knowledge Management Education: Five Ws and One H. Procedia Computer Science. 2016. Special issue No. 99. P. 213–214.

6. Inkinen H., Kianto A. and Vanhala M. Knowledge management practices and innovation performance in Finland // Baltic Journal of Management. 2015. Vol. 10 Issue 4. P. 432–455. URL: https://doi.org/10.1108/BJM-10-2014-0178

7. Нолидж-менеджмент: стратегия и тактика – Мария Мариничева. Профессиональное управление знаниями из первых рук. URL: https://kak-upravliat-znaniyami.com/stati/spetsialistyupravleniya-znaniyami/nolidzh-menedzhmentstrategiya-i-taktika/

8. В поисках директора по управлению знаниями. Мария Мариничева. Статьи. URL: https:// www.e-xecutive.ru/career/labormarket/345813-vpoiskah-direktora-po-upravleniu-znaniyami

9. Lambe P. The unacknowledged parentage of knowledge management // Journal of Knowledge Management. 2011. Vol. 15 Issue 2. P. 175–197. URL: https://doi.org/10.1108/13673271111119646

10. Kelly G., Mastroeni M., Conway E., Monks K., Truss K., Flood P. and Hannon E. Combining diverse knowledge: knowledge workers’ experience of specialist and generalist roles // Personnel Review. 2011. Vol. 40 Issue 5. P. 607–624. URL: https://doi.org/10.1108/00483481111154469

11. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Кудрявцев Д.В. Использование моделей инженерии знаний для подготовки специалистов в области информационных технологий // Системное программирование. 2012. Т. 7. № 1. С. 90–105.

12. Moustaghfir K., Schiuma G. Knowledge, learning, and innovation: research and perspectives // Journal of Knowledge Management. 2013. Vol. 17 No. 4. P. 495–510. URL: https://doi.org/10.1108/ JKM-04-2013-0141.

13. Permanent Edvardsson, I. HRM and knowledge management. Employee Relations. 2008. Vol. 30 Issue 5. P. 553–561. URL: https://doi.org/10.1108/01425450810888303.

14. Jimenez-Jimenez D. and Sanz-Valle R. Studying the effect of HRM practices on the knowledge management process // Personnel Review. 2012. Vol. 42 Issue 1. P. 28–49. URL: https:// doi.org/10.1108/00483481311285219

15. Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий. Современные технологии управления. URL: http://sovman.ru/article/1703/

16. Whyte C. Great Expectations for Higher Education. Speech at Higher Education Round Table Event. 2002. Oxford, England.

17. Гаврилова Т.А., Лещева И.А. Системный взгляд на подготовку инженеров по знаниями и аналитиков. В сборнике: Пятнадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием Труды конференции: в 3 томах. Российская ассоциация искусственного интеллекта. 2016. С. 16–23.

18. Тихомирова Н.В. Будущее развитие российского образования: взгляд ректора. Открытое образование. 2014. №2 (103). C. 4–8. DOI:10.21686/1818-4243-2014-2(103-4-8)

19. Данченок Л.А., Невоструев П.Ю. SMARTобучение: основные принципы организации учебного процесса. Открытое образование. 2014. № 1 (102). C. 70–74. DOI:10.21686/18184243-2014-1(102-70-74)

20. Knowles M. P. The Adult Learner: a Neglected Species (4th edition). 1990. Houston: Gulf Publishing.

21. Gavrilova T.A., Leshcheva I.A. Sistemnyy vzglyad na analitika. Trudy 14-oy natsional’noy konferentsii po iskusstvennomu intellektu s mezhdunarodnym uchastiem KII-2016. 2016. P. 16–23. (In Russ.)

22. Gavrilova T., Gorovoy V., and Petrashen Merging Wiki and ontological approach to elearning portal design. International Book Series “Information Science and Computing”. Proceedings of the Fourth International Conference “Modern (e-) Learning MeL 2009, Varna, Bulgaria, JuneJuly 2009. P. 131–135.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гринберг Э.Я., Плешкова А.Ю. К вопросу о подготовке специалистов по управлению знаниями. Открытое образование. 2018;22(2):14-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-14-26

For citation: Grinberg E.Y., Pleshkova A.Y. To the question of knowledge managers’ education. Open Education. 2018;22(2):14-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-14-26

Просмотров: 192

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)