Применение профессиональных стандартов при обучении методам и технологиям программной инженерии в высшей школе


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-27-36

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования – анализ профессиональных стандартов по направлению «информационные технологии», их взаимодействие и корреляция с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Рассматриваются сложности, возникающие при применении профессиональных стандартов в высшем образовании, проявляющиеся в основном при оценке профессионального уровня выпускника. Существующая в настоящее время система высшего образования оперирует понятием «профессиональная компетенция». Единицей измерения результатов образовательной деятельности в профессиональных стандартах является овладение обобщенной трудовой функцией определенной квалификации. Таким образом, сопоставить оценки образовательных и профессиональных стандартов достаточно сложно. Тем не менее, совмещать эти разные подходы необходимо. И поиск решений этой проблемы остаётся по-прежнему актуальным.

В статье особое внимание уделено обучению по направлению «Программная инженерия». Данное направление обучения появилось в России из рекомендаций стандарта Computing Curricula: Software Engineering. Предполагается, что выпускники данного направления будут заниматься в будущем разработкой и поддержкой сложных программных систем, а потому во время образовательного процесса они должны получить широкую базу знаний и умений, для того, чтобы уметь разрабатывать программное обеспечение, создавать проекты разработки программного продукта, а также программную документацию; управлять процессами жизненного цикла программ, работать в коллективе и управлять командой исполнителей в процессе производства программных продуктов. Согласно рекомендациям Национального Агентства Развития Квалификаций профессиями, которым можно обучить за время бакалавриата «программной инженерии», являются «Программист», «Специалист по тестированию в области ИТ», «Архитектор ПО». В данной статье проанализированы обобщенные трудовые и трудовые функции этих профессиональных стандартов и выделены их общие требования. В работе показана возможность обучения некоторым обобщенным навыкам этих профессиональных стандартов студентов направления «Программная инженерия», начиная с первого курса. В частности, рассматривается актуальная форма обучения в виде проектной работы. Большинство описанных в настоящее время методик обучению проектной работы посвящено их применению на старших курсах.

В данной работе выдвинута идея возможности организации проектной работы в виде групповой курсовой работы на первом курсе на изучении программированию (дисциплина «программирование на языке высокого уровня»). Основные требования при организации этого процесса: создаваемый программный продукт должен быть достаточно сложный, поскольку он должен быть разделен на отдельные части для участников проекта. Далее, участники должны попробовать (в том или ином объеме) разные роли в этом проекте: разработка архитектуры, создание кода и тестирование проекта. А в заключении – каждый должен разработать текстовый документ по своей части.

Вовлечение студентов в проектную работу (особенно в ИТ) является чрезвычайно актуальным навыком, поскольку в современной жизни мало кто из программистов работает в одиночку. Безусловно, на первом курсе это будет только начало движения в этом направлении, но оно крайне важно и полезно для будущего более глубокого понимания процесса разработки программного обеспечения.


Об авторах

А. С. Минзов
Государственный университет «Дубна»
Россия

Анатолий Степанович Минзов 

Дубна



О. И. Мельникова
Государственный университет «Дубна»
Россия

Ольга Игоревна Мельникова 

Дубна



Список литературы

1. Профессиональные стандарты в области ИТ. URL: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php (Дата обращения: 1.10.2017)

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.

3. Терехов А.А., Терехов А.Н. Computing Curricula: Software Engineering и российское образование. URL: https://www.osp.ru/os/2006/08/3282281/ (Дата обращения: 01.02.2018)

4. Быкова Т.А. Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов. URL: https://ecm-journal.ru/docs/Primenenie-professionalnykh-standartov-prirazrabotke-obrazovatelnykh-standartov.aspx (Дата обращения: 10.02.2018)

5. Зунина Н. Профстандарты в ИТ: для кого и зачем? URL: https://www.osp.ru/partners/13051224/ (Дата обращения: 10.02.2018)

6. Мельникова О.И. Комплекты оценочных средств – как средство сближения профессиональных и образовательных стандартов. Преподавание информационных технологий в Российской федерации: материалы Пятнадцатой открытой Всерос. конф. (Архангельск, 11–12 мая 2017 г.), Сев. (Аркит.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2017. С. 118–120.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Направление подготовки: 09.03.04 ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_09.03.04.pdf (Дата обращения: 1.03.2018)

8. Взаимодействие рабочей группы с советами по профессиональным квалификациям. URL: http://nspkrf.ru/vzaimodeystvie (Дата обращения: 1.10.2017)

9. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. URL: http://docs.cntd.ru/document/420264612 (Дата обращения: 1.10.2017)

10. Лебедев С.А., Мельникова О.И., Филиппович А.Ю. Актуальные вопросы разработки и использования новых профессиональных и образовательных стандартов в области ИТ. Сборник трудов XIII открытой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской федерации». Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 14–15 мая 2015 г. С. 104–105.

11. Орлова Т. Профессиональные стандарты в ИТ: размышления на тему. URL: https://www.osp.ru/itsm/2014/03/13040067.html (Дата обращения: 1.03.2018)

12. Ершова Н.Ю., Климов И.В. Роль профессиональных стандартов в области ИТ в разработке образовательных программ по информационным технологиям. Преподавание информационных технологий в Российской федерации: материалы Четырнадцатой открытой Всерос. конф. (Санкт-Петербург, 19–29 мая 2016 г.). С. 93–95.

13. Головин С.А., Андрианова Е.Г. О роли стандартов в подготовке востребованных ИТ–кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. URL: http://www.itstandard.ru/Soderganie_gurnalovО%20РОЛИ%20СТАНДАРТОВ%20В%20ПОДГОТОВКЕ%20ВОСТРЕБОВАННЫХ%20 ИТ–КАДРОВ%20ДЛЯ%20ПРЕДПРИЯТИЙ%20ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО%20КОМПЛЕКСА.pdf. (Дата обращения: 1.02.2018)

14. Копытова Н.Е., Клыгина Е.В., Самохвалов А.В. Профессиональные стандарты и их роль при проектировании основных образовательных программ подготовки специалистов ИТ-сферы. Преподавание информационных технологий в Российской федерации: материалы Пятнадцатой открытой Всерос. конф. (Архангельск, 11–12 мая 2017г.), Сев. (Аркит.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2017. С. 116–118.

15. Лебедев С.А., Гаспариан М.С., Тельнов Ю.Ф. О взаимосвязи ФГОС и профессиональных стандартов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2016. № 4. С. 16–19.

16. Щегленко М.В. Проектные методы обучения. URL: http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/10-proektnye-metody-obucheniya (Дата обращения: 1.10.2017)

17. Бугров А.В. Проектные методы в образовании как инновационная технология. Электронный журнал «Образование, наука и производство». №1/2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnye-metody-v-obrazovanii-kakinnovatsionnaya-tehnologiya (Дата обращения: 1.10.2017).

18. Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф., Гаспариан М.С. Развитие практико-ориентированных образовательных программ в контексте взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов // Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТиММ-2017), 30–31 марта 2017 г. Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. С. 188–195.

19. Копытова Н.Е. Проектная работа студентов по созданию баз данных. Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Одиннадцатой открытой Всероссийской конференции (16–17 мая 2013г.). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. С. 176–177.

20. Мельникова О.И. Использование игровых методик в преподавании программирования. Сборник трудов X открытой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской федерации». Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 16–18 мая 2012 г. С. 295–297.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Минзов А.С., Мельникова О.И. Применение профессиональных стандартов при обучении методам и технологиям программной инженерии в высшей школе. Открытое образование. 2018;22(2):27-36. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-27-36

For citation: Minzov A.S., Melnikova O.I. Application of professional standards for training in methods and technologies of software engineering at the higher education institutions. Open Education. 2018;22(2):27-36. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-27-36

Просмотров: 260

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)