Методология и методы обучения детей c ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-4-13
Аннотация
Цель исследования. Одной из основных задач дистанционного образования сегодняшнего дня становится персонификация обучения, в том числе с учетом психофизических особенностей и ограничений обучающихся. Поэтому целью исследований, ведущихся в Институте дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета, является разработка модели региональной системы дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе инклюзивной парадигмы. Одним из компонентов модели являются методы организации обучения, выявление которых явилось первоначальной целью исследования, промежуточный результат которого описывается в предлагаемой статье.
Материалы и методы. Для достижения цели исследования в качестве философского основания нами используются системный подход, поскольку инклюзивная региональная система дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями является частью социальной системы со своей структурой, особенностями, принципами и законами развития и субъект-субъектный подход, опирающийся на идею субъектной активности личности в процессе ее жизнедеятельности.
Исходным материалом для статьи послужил краткий ретроспективный анализ развития дистанционного обучения в России и за рубежом. Работы зарубежных авторов в области дистанционного образования (Garrison D.R., Holmberg B., Jeffries M., Keegan D., Peters O.) относятся к более раннему периоду и служат отправной точкой для российских ученых А.А. Андреева, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, С.А. Щенникова.
Приводится ряд устоявшихся классификаций методов обучения и выдвигается тезис о том, что технологические инновации приводят к существенному расширению педагогических методов и приемов, к педагогическим инновациям, которые влияют на характер деятельности по организации дистанционного обучения для лиц с ОВЗ.
Результаты. Результатом первого этапа исследования явилось предложение, описание и обоснование авторских методов организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: метод адаптивно-экспертного заимствования, метод вариативно-дуального обучения, метод эволюционно-экспертного развития, метод инклюзивного группового виртуального обучения, расширяющие педагогическое знание. Приводится аргументированное обоснование возможности заимствования преимуществ электронного обучения для изучения гуманитарных, естественных и технических наук и перечисляются инструменты, позволяющие адаптировать обучение к особенностям обучающихся, независимо от их физических отклонений.
Поскольку детям с ОВЗ затруднительно приобщение к различным сферам деятельности, возможность попробовать себя в различных профессиях, может дать дуальная система обучения, основанная на взаимодействии учреждений профессионального образования и предприятий. В качестве «работодателя» предлагается использование виртуальной фирмы.
Заключение. Конечным результатом работы явится модель инклюзивной региональной системы дистанционного обучения детей с ОВЗ, развивающая и дополняющая теоретико-методологические и технологические основы электронного обучения. В перспективе будет выявлен комплекс условий функционирования и развития инклюзивной региональной системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, обуславливающих процесс обучения в исследуемой системе, отличающийся использованием дистанционных образовательных технологий с адаптивно-экспертным сопровождением учебного процесса, заимствованием преимуществ электронного обучения из различных областей знания и определено организационное, техническое и педагогическое обеспечение реализации процесса обучения лиц с ОВЗ.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Н. ЕгороваРоссия
Тамара Михайловна Егорова – начальник методического отдела Института дистанционного и дополнительного образования
Ульяновск
Н. Н. Белухина
Россия
Наталья Николаевна Белухина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы
УльяновскТ. С. Ахмедзянова
Россия
Тамиля Султановна Ахмедзянова – ведущий специалист методического отдела Института дистанционного и дополнительного образования
Ульяновск
Список литературы
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability
2. Всемирный доклад об инвалидности. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/
3. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 166–169.
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of Science. 2013. № 1. С. 14–20.
5. Тихомиров В.П. Мир на пути smart education. Новые возможности для развития // Открытое образование. 2011. № 3. С. 22–28.
6. Дудчик С.В., Ковалева Т.М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369–375.
7. Distance education for the information society: Policies, Pedagogy and professional development: Analitical survey. Moscow: UNESCO. Inst. for Inform. Techn. in. Education., 2001. 98 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://iite.unesco.org/publications/3214594/
8. Garrison D.R. Three generations of technological innovations in dstanse education // Distance Education. 1985. Vol. 6. Р. 235–241.
9. Nipper S. Third generation of distance learning and computer conferencig // Mindweave Communication, computers and distance education. Oxford Pergamon press. 1989. P. 204
10. Unesco (2002): open and distance learning trends, policy and strategy considerations [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001284/128463e.pdf
11. Holmberg B. The Evolution, Principles and Practices of Distance Education. Oldenburg: Bibliotheks-und Informationssystem der Universität Oldenburg, 2005. 171 p.
12. Moore M. G. Towards a Theory of Independent Learning and Teaching // Journal of Higher Education. 1973. № 44. P. 661–679. Retrieved January 2, 2007. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// www.ajde.com/Documents/theory.pdf
13. Белухина Н.Н. Инклюзивное образование и электронное обучение: новые возможности // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 2. № 1 (2). С. 14–18.
14. Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped155.html)
15. Белухина Н.Н. Создание инклюзивной системы образования на основе возможностей электронного обучения // Педагогические традиции народов России и зарубежья. 2015. С. 17–19.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru/
17. Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций: Под ред. Л.Г. Осиповой. Сборник организационно-методических материалов. Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015. 100 с.
18. Инновационный образовательный проект «Учебная Фирма» [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.cotfor.ru/index/page/id/1/section/1
19. Щенников С.А Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83–90.
20. Афанасьев А.Н., Войт Н.Н., Канев Д.С. Развитие интеллектуальной автоматизированной обучающей системы САПР // Информатика и вычислительная техника: сборник научных трудов / под ред. Н. Н. Войта. Ульяновск : УлГТУ, 2011. 656 с.
Рецензия
Для цитирования:
Егорова Т.Н., Белухина Н.Н., Ахмедзянова Т.С. Методология и методы обучения детей c ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования. Открытое образование. 2018;22(6):4-13. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-4-13
For citation:
Egorova T.M., Belukhina N.N., Akhmedzyanova T.S. Methodology and methods of training children with disabilities in an inclusive distance education system. Open Education. 2018;22(6):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-4-13