Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Применение технологии блокчейн для выдачи цифровых дипломов: проблемы и перспективы

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-51-58

Аннотация

Цель исследования – провести анализ возможных проблем при выдаче цифровых дипломов с использованием блокчейн, а также рассмотреть перспективы их решения и показать возможность практической реализации технологии блокчейн на тестовом примере.

Материалы и методы. Исследование включало в себя обзор библиографических источников по проблемам применения технологий блокчейн в системе образования, а также компьютерное моделирование задачи регистрации и верификации цифрового диплома в блокчейн.

Результаты. В ходе работы построена модель процесса выдачи и верификации цифровых дипломов, в также рассмотрен ряд проблем, связанных с практической реализацией данной задачи.

При этом были выделены следующие группы проблем, сдерживающих распространение блокчейн в сфере образования Российской Федерации: технико-технологические проблемы (отсутствие национальной платформы блокчейн); правовые проблемы (отсутствие юридической силы у цифровых дипломов); организационные проблемы (отсутствие централизованной управляющей структуры, координирующей «образовательный» блокчейн как единое цифровое информационное пространство).

Так же был реализован пример, показывающий  аппаратную и технологическую возможность решения рассматриваемой задачи с помощью существующих на данный момент открытых (свободно доступных) платформ. Для реализации предлагаемого тестового примера была использована блокчейн-сеть  Ethereum, и в частности, ее тестовая сеть RinkeBy.

Реализация проекта состояла из следующих этапов: создание файла цифрового диплома и его размещение в открытой файлообменной сети с целью получения соответствующего хэша документа; получение блокчейн-адреса (при этом с использованием браузерного плагина MetaMask был создан электронный кошелек, позволяющий осуществить транзакцию по передаче в блокчейн данных о цифровом дипломе); подготовка данных для отправки в блокчейн, где данные представляли собой шестнадцатеричный код, содержащий краткие сведения о цифровом дипломе, включая его хэш; передача данных в блокчейн Ethereum (совершение транзакции); проверка  результатов транзакции в Etherscan.

Заключение. Технология блокчейн открывает большие перспективы в совершенствовании концепции электронного обучения, с учетом актуальных требований цифровой экономики. Эта технология может концептуально изменить систему хранения архивов данных, повысить надежность защиты информации от фальсификации, значительно ускорить выполнение запросов на получение информации и обработку данных. Возникающие при этом проблемы могут быть успешно решены при условии, что блокчейн станет одним из принципов создания единого информационного образовательного пространства.

При этом блокчейн дает следующие новые возможности:  прозрачность и верифицируемость системы сертификации выпускников учебных заведений; возможность ликвидации  посреднических организаций, реализующих разнообразные вспомогательные контролирующие и удостоверяющие функции, связанные с «бумажными» запросами на подтверждение дипломов; общее сокращение бумажного документооборота, перевод классических «бумажных» бизнес-процессов в сферу информационного пространства, и как итог всего этого – практическая реализация и пример воплощение в жизнь концепции цифровизации экономики знаний.

Об авторе

Т. М Шамсутдинова
Башкирский государственный аграрный университет
Россия

Татьяна Михайловна Шамсутдинова – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Информатики и информационных технологий

Уфа



Список литературы

1. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 240 с.

2. Богданова Д.А. Блокчейн и образование // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 2 (116). С. 65–74.

3. Заславский А.А. Перспективы использования алгоритмов блокчейн для обеспечения безопасности при управлении образовательной организацией // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 101–106.

4. Кирилова Д.А., Маслов Н.С., Астахова Т.Н. Перспективы внедрения технологии блокчейн в современную систему образования // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6. № 8. С. 31–37.

5. Кузнецова В.П., Бондаренко И.А. Блокчейн как инструмент цифровой экономики в образовании // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 1. С. 102–109.

6. Никитин М.В. Технология блокчейн как инновационный формат партнерства колледжа – образовательного комплекса (ОК) // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 4. С. 11–17.

7. Часовских В.П., Лабунец В.Г., Воронов М.П. Технология «блокчейн» (blockchain) в образовании вузов и цифровой экономике // Эко-потенциал. 2017. № 2 (18). С. 99–105.

8. Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Betskov A.V., Kilyaskhanov H.Sh., Tyulin A.S., Kurianova I.V. Automation digitalization blockchain: trends and implementation problems // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Т. 7. № 3.14. С. 254–260.

9. Digital Diploma debuts at MIT. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://news.mit.edu/2017/mit-debuts-secure-digital-diploma-using-bitcoin-blockchain-technology-1017 (дата обращения: 05.11.2018).

10. University of Melbourne to issue recipientowned blockchain records. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://newsroom.melbourne.edu/news/university-melbourne-issue-recipient-owned-blockchain-records (дата обращения: 05.11.2018).

11. Academic Certificates on the Blockchain. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://digitalcurrency.unic.ac.cy/free-introductorymooc/self-verifiable-certificates-on-the-bitcoin-blockchain/academic-certificates-on-the-blockchain/ (дата обращения: 05.11.2018).

12. О персональных данных. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017). [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108261 (дата обращения: 05.11.2018).

13. Шамсутдинова Т.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование. 2013. № 6 (101). С. 36–44.

14. Ryzhenko А. Develop blockchain «Trusted Diploma» in 15 minutes. Step by step instruction. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://hackernoon.com/develop-blockchain-trusted-diploma-verification-system-in-15-minutes-step-by-step-instruction-fdcf37a244ab (дата обращения: 05.11.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Шамсутдинова Т.М. Применение технологии блокчейн для выдачи цифровых дипломов: проблемы и перспективы. Открытое образование. 2018;22(6):51-58. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-51-58

For citation:


Shamsutdinova T.M. Application of the blockchain technology for digital diplomas: problems and prospects. Open Education. 2018;22(6):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-51-58

Просмотров: 2636


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)