Социальные сети образовательного назначения как объект защиты при подготовке специалистов по информационной безопасности


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-46-56

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена использованию социальных сетей в качестве компонента информационно-образовательной среды учебного
заведения в образовательном процессе.

Целью работы является обоснование необходимости подготовки специалистов в области информационной безопасности в аспекте обеспечения защиты и безопасного применения социальных сетей в образовательном процессе. Для обеспечения информационной безопасности социальных сетей, применяемых в образовательных процессах, предлагается включить в программы подготовки специалистов в области защиты информации формирование профессиональной компетенции в области обеспечения информационной безопасности социальных сетей, включающей владение актуальными навыками противостояния новым и нестандартным угрозам информационной безопасности, а также ввести в штатное расписание учебной организации специалистов по информационной безопасности, специализирующихся на защите информации именно в социальных сетях, определить их трудовые функции, связанные с разработкой организационных и технических мер защиты пользователей социальных сетей. В процессе исследования были проанализированы публикации, посвященные применению социальных сетей в образовательном процессе в качестве дидактического средства. В частности, на основе проведенного анализа цитируемых публикаций и с учетом собственного опыта авторов определены свойства социальных сетей, наиболее перспективные для их использования в роли учебной площадки. Однако наряду с приведенными положительными моментами и достоинствами, социальные сети также могут также рассматриваться как косвенные и даже прямые источники угроз информационной безопасности как всего образовательного процесса, так и личностям его участников.

В качестве основных методов исследования применялись теоретический и эмпирический педагогические методы. Они помогли систематизировать собранный материал для его успешного изучения и выделения наиболее общих особенностей использования социальных сетей в образовательном процессе и дополнить их специфическими свойствами, выявленными нами. В работе также охарактеризованы угрозы, которые могут возникать при использовании таких сетей в образовательной организации, предложены мероприятия по их нейтрализации и рассмотрены функции специалистов по обеспечению информационной безопасности социальных сетей, используемых в образовательном процессе. Сформулировано и обосновано суждение, что для эффективного и безопасного использования социальных сетей в образовательном процессе организатору этой деятельности необходима специфическая профессиональная компетенция в сфере обеспечения информационной безопасности, отсутствующая у подавляющего большинства преподавателей как общего, так и профессионального образования.

Результатом проделанной работы стал обоснованный вывод о необходимости подготовки специалистов по информационной безопасности социальных сетей, призванных выполнять специфические трудовые функции, и о формировании у них необходимой для этого профессиональной компетенции. Сформулированы предложения о возможности формирования этой компетенции при изучении определенных дисциплин на уровне среднего профессионального образования. Внедрение описанного подхода в образовательный процесс подготовки специалистов по информационной безопасности в организациях среднего профессионального образования, направленный на обучение сопровождению социальных сетей, позволит удовлетворять спрос на таких специалистов и, тем самым, повысит их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

 


Об авторах

И. Д. Рудинский
Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Калининградский государственный технический университет, Калининград
Россия

Игорь Давидович Рудинский - заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, докт. пед. наук, канд. техн. наук, профессор и профессор кафедры систем управления и вычислительной техники

SPIN-код 9822-8960

 



Д. Я. Околот
Калининградский государственный технический университет
Россия

Денис Ярославович Околот - Аспирант кафедры систем управления и вычислительной техники

SPIN-код 9505-4262



Список литературы

1. Козырева А.А. Социальные сети в России: развивается ли новый политический институт? [Электрон. ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег». 2014. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=239206962. Социальная сеть. 2018 год. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

2. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Электрон. ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме. 2012. С. 405–407. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/

3. Рудинский И.Д., Давыдова Н.А., Петров С.В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход. Под ред. доктора пед. наук, профессора И.Д. Рудинского. М.: Горячая линия – Телеком. 2018. 240 с.

4. Падун М. Человек в социальных сетях. 2017 год. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/80984

5. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. 2010. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf

6. Малова А.В. Опыт использования социальной сети «ВКонтакте» в образовательном процессе. 2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://проф-обр.рф/blog/2017-01-23-968

7. Малкова Т.В. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanievozmozhnostey-sotsialnyh-setey-v-obrazovatelnomprotsesse-sankt-peterburgskogo-universiteta-mvd-rossii

8. Варюхина М.Ю. Основные задачи, функции и структура службы информационной безопасности предприятия. [Электрон. ресурс] // IX Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум – 2017. Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2017/33581.pdf

9. Ненашев С.М. Информационно-технологическая и информационно психологическая безопасность пользователей социальных сетей // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 5 (18).

10. Евсюков И.С. Социальные сети как средство формирования профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений (на примере направления «реклама и связи с общественностью») [Электрон. ресурс] // Научный интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 3. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN317.pdf

11. Диких Э.Р. Об использовании социальных сетей в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. Новосибирск: СибАК. 2012.

12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 2013. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html

13. Архипова Т.Л., Осипова Н.В., Львов М.С. Социальные сети как средство организации учебного процесса // Информационные технологии в образовании. 2015. № 22. С. 7–18.

14. Аснович Н. Г. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Информационные технологии в образовании, науке и производстве : IV Международная научно-техническая интернет-конференция, 18–19 ноября 2016 г. Секция Современные информационные технологии в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. 2016.

15. Колотова А.Д., Ломовцева Н.В. Социальные сети как средство обучения студентов среднего профессионального образования. Новые информационные технологии в образовании: материалы IX международной науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15–18 марта 2016 г.) Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2016. С. 265–269.

16. Мирумян А.Г. Социальные сети в системе массовой коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2015. Выпуск 3 (164).

17. Темербекова А.А., Алькова Л.А., Чистякова В.А., Сазонова О.К., Остапович О.В., Миллер В.В., Леушина И.С. Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. 2016. 112 с.

18. Казыханов А.А., Попов К.Г. Социальные сети – территория деятельности злоумышленников // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №7.

19. Зверева Н.А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук. 2015. С. 161–164.

20. Рудинский И.Д., Околот Д.Я. Проблемы и задачи подготовки специалистов по информационной безопасности в системе среднего специального образования [Электрон. ресурс] // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2017. № 4 (42). С. 63–69. Режим доступа: http://bgarf.ru/science/journalizvestia/42-2017/nepreryvn-professional.pdf

21. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (последняя редакция) «О персональных данных». 2019. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рудинский И.Д., Околот Д.Я. Социальные сети образовательного назначения как объект защиты при подготовке специалистов по информационной безопасности. Открытое образование. 2019;23(1):46-56. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-46-56

For citation: Rudinskiy I.D., Okolot D.Y. Social networks of educational purpose as a subject of protection in the preparation of specialists of information security. Open Education. 2019;23(1):46-56. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-46-56

Просмотров: 55

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)