Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Методы повышения эффективности преподавания для студентов Китайской Народной Республики в техническом университете

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-64-75

Аннотация

Целью исследования является разработка методических рекомендаций для совершенствования учебного процесса студентов Китайской Народной Республики в отечественных технических университетах, позволяющих учесть особенности высшего образования в Китае и преподавания специальных дисциплин для иностранцев.

 Актуальность задачи обусловлена общемировыми тенденциями в развитии высшего образования: глобализацией, либерализацией и интернационализацией, ростом сотрудничества между двумя странами в научно-технической области, в частности, исследовании космоса, что, как следствие, ведет к развитию совместных программ в сфере оказания образовательных услуг.

 Большинство научных статей по работе с иностранными студентами посвящено общим вопросам педагогики и психологии, а также проблемам преподавания русского языка как иностранного, в то время как задачи преподавания специальных технических дисциплин гражданам другой страны имеют свою оригинальную специфику и проблематику.

Материалы и методы исследования. В качестве материалов исследования используются печатные труды, для которых применяются соответствующие методы анализа научных текстов:

  • выдержки из программ развития космической отрасли и совместных образовательных программ России и Китая - аспектный и диахронический метод анализа приоритетных направлений развития высшей школы КНР и перспективных направлений сотрудничества;
  • учебные планы ВПО различных направлений и специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана – аспектный анализ общих положений программ инженерной подготовки;
  • учебные пособия по «Основам ракетно-космической техники» (ОРКТ) России (СССР) и Китая – критический, сравнительный и концептуальный анализ особенностей контента, методов и стилистики представления материала;
  • содержание ОРКТ - аспектный и феноменологический анализ особенностей структуры и контента специальной технической дисциплины;
  • научные работы по педагогике и психологии – аспектный и системный анализ особенностей образовательной системы, учебного поведения и билингвальных возможностей студентов из КНР.

            Для решения поставленной задачи в условиях дефицита публикаций, посвященных преподаванию специальных технических дисциплин иностранцам, применен проблемный анализ. Метод деконструкции, аксиоматический и дескриптивный анализ текста учебников и учебных пособий по педагогике и психологии непосредственно использован для выработки методических рекомендаций, предложенных в статье.

Результаты. С учетом проведенного анализа разработаны методические рекомендации для повышения эффективности учебного процесса студентов КНР. Используется преподавание с опорой на печатный текст на русском и китайском языке, преобразование учебного материала к другому виду, включение в учебные материалы национально-ориентированного контента. Предложены оригинальные методы проведения экспресс-опросов для установления обратной связи с обучаемыми.

Выдвинуто концептуальное положение о том, что студентам-иностранцам, получающим техническое образование, должна быть предоставлена возможность и созданы условия для реализации и развития когнитивных способностей с использованием родного языка.

Заключение. Разработанные педагогические методы позволяют адаптировать учебный материал специальных технических дисциплин с учетом ментальных и социо-культурных особенностей студентов Китайской Народной Республики, обучающихся в вузах Российской Федерации.

Для цитирования:


Баслык К.П., Печников В.П., Тухтарова Н.А. Методы повышения эффективности преподавания для студентов Китайской Народной Республики в техническом университете. Открытое образование. 2019;23(1):64-75. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-64-75

For citation:


Baslyk K.P., Pechnikov V.P., Tukhtarova N.A. Methods to improve teaching effciency for students from the People’s Republic of China at technical universities. Open Education. 2019;23(1):64-75. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-64-75

Просмотров: 916


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)