Методы повышения эффективности преподавания для студентов Китайской Народной Республики в техническом университете


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-64-75

Полный текст:


Аннотация

Целью исследования является разработка методических рекомендаций для совершенствования учебного процесса студентов Китайской Народной Республики в отечественных технических университетах, позволяющих учесть особенности высшего образования в Китае и преподавания специальных дисциплин для иностранцев.

 Актуальность задачи обусловлена общемировыми тенденциями в развитии высшего образования: глобализацией, либерализацией и интернационализацией, ростом сотрудничества между двумя странами в научно-технической области, в частности, исследовании космоса, что, как следствие, ведет к развитию совместных программ в сфере оказания образовательных услуг.

 Большинство научных статей по работе с иностранными студентами посвящено общим вопросам педагогики и психологии, а также проблемам преподавания русского языка как иностранного, в то время как задачи преподавания специальных технических дисциплин гражданам другой страны имеют свою оригинальную специфику и проблематику.

Материалы и методы исследования. В качестве материалов исследования используются печатные труды, для которых применяются соответствующие методы анализа научных текстов:

  • выдержки из программ развития космической отрасли и совместных образовательных программ России и Китая - аспектный и диахронический метод анализа приоритетных направлений развития высшей школы КНР и перспективных направлений сотрудничества;
  • учебные планы ВПО различных направлений и специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана – аспектный анализ общих положений программ инженерной подготовки;
  • учебные пособия по «Основам ракетно-космической техники» (ОРКТ) России (СССР) и Китая – критический, сравнительный и концептуальный анализ особенностей контента, методов и стилистики представления материала;
  • содержание ОРКТ - аспектный и феноменологический анализ особенностей структуры и контента специальной технической дисциплины;
  • научные работы по педагогике и психологии – аспектный и системный анализ особенностей образовательной системы, учебного поведения и билингвальных возможностей студентов из КНР.

            Для решения поставленной задачи в условиях дефицита публикаций, посвященных преподаванию специальных технических дисциплин иностранцам, применен проблемный анализ. Метод деконструкции, аксиоматический и дескриптивный анализ текста учебников и учебных пособий по педагогике и психологии непосредственно использован для выработки методических рекомендаций, предложенных в статье.

Результаты. С учетом проведенного анализа разработаны методические рекомендации для повышения эффективности учебного процесса студентов КНР. Используется преподавание с опорой на печатный текст на русском и китайском языке, преобразование учебного материала к другому виду, включение в учебные материалы национально-ориентированного контента. Предложены оригинальные методы проведения экспресс-опросов для установления обратной связи с обучаемыми.

Выдвинуто концептуальное положение о том, что студентам-иностранцам, получающим техническое образование, должна быть предоставлена возможность и созданы условия для реализации и развития когнитивных способностей с использованием родного языка.

Заключение. Разработанные педагогические методы позволяют адаптировать учебный материал специальных технических дисциплин с учетом ментальных и социо-культурных особенностей студентов Китайской Народной Республики, обучающихся в вузах Российской Федерации.


Об авторах

К. П. Баслык
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Россия

Константин Петрович Баслык - Доцент кафедры "Космические аппараты и ракеты-носители"

SPIN-код 8410-8935



В. П. Печников
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Россия

Валерий Петрович Печников  - Доцент кафедры "Космические аппараты и ракеты-носители"

SPIN-код 2399-7224



Н. А. Тухтарова
Московский государственный лингвистический университет
Россия
Надежда Александровна Тухтарова - Старший преподаватель кафедры «Лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМОиСПН»





Список литературы

1. Борисенкова А.В., Вахштайн В.С., Горбунова Е.М., Железов Б.В., Ларионова М.В. (ред.), Мешкова Т.А., Перфильева О.В. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.

2. Лю Цзея. Развитие российско-китайских отношениях в области образования // Образование и наука. 2013. № 10. С. 91–104.

3. Основные космические программы Китая (2016). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://politinform.su/oruzhie-i-boevaya-tehnika/67937-osnovnye-kosmicheskie-programmy-kitaya-2016.html

4. Лунный поход: как Россия и Китай будут осваивать дальний космос. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/science/article/488486-rossiya-kitai-kosmos

5. Ли Чэнчжи. Развитие китайских космических технологий. СПб.: Нестор-История, 2013. 236 с.

6. Феодосьев В.И., Синярев Г.Б. Введение в ракетную технику. М.: Оборонгиз, 1961. 506 с.

7. Синярев Г.Б., Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели. М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1957. 315 с.

8. Сидоренко Т.В., Рыбушкина С.В. Интегрированное предметно-языковое обучение и его перспективы в российских технических вузах // Образование и наука. 2017. Том 19. № 6. С. 182–196.

9. МГТУ им. Н.Э. Баумана. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.bmstu.ru/mstu/works/edu/#curriculums

10. Баслык К.П. Расчетные программы как дидактический генератор учебной дисциплины «Основы ракетно-космической техники» // Открытое образование. 2018. Том 22. № 1. С. 48–58.

11. Добряков А.А., Карпенко А.П. (ред.), Смирнова Е.В. Ментально-структурированная образовательная технология. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. 202 с.

12. Вавелюк О.Л. Предметно-языковая интеграция при обучении профессионально ориентированному английскому языку в технических вузах // Гуманитарный вестник. 2015. № 6. С. 8.

13. Соколова И.В. Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности // Образование и наука. 2012. № 8. С. 81–95.

14. Кошелева Е.Ю., Пак И.Я., Чернобильски Э. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 258.

15. Ван Ли, Баранова И.И. Особенности обучения студентов КНР по совместным образовательным программам // Научно-технические ведомости СПбГУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Том 8. № 4. С. 108–117.

16. Лебедева Ю.В. Сравнительное исследование эмпатии у студентов России и Китая // Образование и наука. 2016. № 4. С. 65–79.

17. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 4. С. 50–74.

18. Яковлева А.Н. Лингвопедагогика как проблема междисциплинарного исследования // Образование и наука. 2012. № 7. С. 125–134.

19. Цзинь Юнде, Цуй Нанган, Гуань Инцзы, Ци Найлин, Ли Чжунин, Чжао Цзюнь. Основы космонавтики. Харбин: Издательство Харбинского политехнического университета, 2014. 287 с.

20. Александров В.А., Владимиров В.В., Дмитриев Р.Д., Осипов С.О. (ред.) Ракеты-носители. М.: Воениздат, 1981. 315 с.

21. Бобков В.Н., Васильев В.В., Демченко Э.К., Лебедев Г.В., Овсянников В.А., Раушенбах Б.В., Сургучев О.В., Тимченко В.А., Феоктистов К.П. (ред.), Фрумкин Ю.М., Черняев Б.В. Космические аппараты. М.: Воениздат, 1983. 319 с.

22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 1999. 288 с.

23. Тарасенко М. Chinastar-1 на орбите // Новости космонавтики. 1998. Том 8. № 13. С. 15.

24. Крейк Ф., Локхарт Р.С. Уровни обработки и подход П.И. Зинченко к исследованию памяти // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 14–18.

25. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С. (ред.), Сучков Г.В. Педагогические технологии. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 336 с.

26. Бессонов К.А. Техника эффективной обратной связи в аудитории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 73–76.

27. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Баслык К.П., Печников В.П., Тухтарова Н.А. Методы повышения эффективности преподавания для студентов Китайской Народной Республики в техническом университете. Открытое образование. 2019;23(1):64-75. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-64-75

For citation: Baslyk K.P., Pechnikov V.P., Tukhtarova N.A. Methods to improve teaching effciency for students from the People’s Republic of China at technical universities. Open Education. 2019;23(1):64-75. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-64-75

Просмотров: 87

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)