Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-34-45

Полный текст:


Аннотация

Цель исследованиязаключается в выработке концепции совершенствования модели дополнительного образования для решения задач, поставленных правительством РФ в Программе «Цифровая экономика РФ». С учетом высоких темпов развития цифровых технологий и методов их использования трансформация модели дополнительного образования становится первостепенной задачей и требует системного  подхода к ее решению. В настоящий момент вопросы создания организационных структур и их финансирования для решения поставленных в Программе задач часто затмевают аспекты, связанные с методологией и содержанием дополнительного профессионального образования. Однако именно вопросы организации способов приобретения новых знаний и навыков, содержания программ дополнительного образования, персонализации и технологии доставки знаний обучаемым становятся наиболее актуальными. Поэтому важно сформировать конкурентоспособную среду получения дополнительного образования, соответствующую потребностям обучаемого. 

Материалы и методы исследованиясодержат анализ отечественной и зарубежной литературы по цифровизации образования и управления знаниями. Методологической основой исследования являются методы и технологии теории управления знаниями и системного анализа.

Результатыисследования показывают, что динамика развития экономических процессов настолько быстрая,  что постоянно требует от работников все новых знаний и навыков, а часто и смены работы. Требуются новые компетенции, которые теперь приобретаются в основном непосредственно во время работы и самостоятельно. Все это вызывает необходимость совершенствования подходов к реализации дополнительного образования. Предложенная в статье концепция трансформации модели дополнительного образования содержит следующие основные требования к реализации программ: необходимость качественного базового образования как фундамента для построения различных дополнительных программ; наличие более широкого спектра программ дополнительного образования, причем не только после получения высшего образования, но и во время и после обучения в школе; расширение программ обучения, предлагаемых через онлайн-платформы; развитие сетевых форм и peer-to-peer обучения; необходимость тесной кооперации с профессиональными сообществами, выстраивание системы дополнительного образования под требования и  потребности бизнеса. 

Заключение.Предложенная в статье концепция трансформации модели  дополнительного образования основана на использовании современных информационно-коммуникационных технологий и создании образовательной среды, предполагающей активное взаимодействие всех участников образовательного процесса (в том числе работодателей). Трансформация образовательной среды предполагает решение практических задач по оперативной разработке и обновлению актуальных учебных программ; автоматическое построение курсов на базе репозитория учебных объектов под компетенции, востребованные и формируемые бизнес-средой; обеспечение сертификации различного уровня, подтверждающей получение компетенций в определенной области не только в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, но и в области дополнительного профессионального образования; мониторинг востребованности программ на основе адаптивного тестирования.

 


Об авторах

Л. А. Данченок
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия
Лариса Александровна Данченок - Д.э.н., профессор, декан факультета бизнеса и дополнительного образования

 



А. С. Зайцева
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия
Анастасия Сергеевна Зайцева - Директор центра развития дополнительного профессионального образования




Н. В. Комлева
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия
Нина Викторовна Комлева -  К.э.н., доцент кафедры управления информационными системами и
программирования



Список литературы

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/35568/

3. Митин В. Об исключительной важности кадровой составляющей для цифровой экономики. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=203892(дата обращения: 28.01.2019)

4. Демьянова А.В., Рыжикова З.А. Кадры для цифровой экономики [Электрон. ресурс] // Цифровая экономика – 2018. Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2018/06/07/1149784169/NTI_N_88_07062018.pdf (дата обращения: 14.02.2019).

5. Орлова Л.Н., Сазонкина Л.П. Формирование системы управления знаниями при подготовке специалистов высших и средних профессиональных образовательных учреждений // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 4 (16). С. 48–54.

6. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M., Davydovich A.R. Innovations in science and industry-specific education // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 3. С. 10–21.

7. Коноплянник Т.М. Дополнительное образование как обязательное условие развития общества // В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ж.В. Мурзиной. 2018. С. 342–343.

8. Hechavarria D. M., Ingram A., Heacock J. Entrepreneurial ecosystems and entrepreneurship education: The role of universities in fostering ecosystem development // Annals of entrepreneurship education and pedagogy – 2016. 2016. P. 305–322. doi:10.4337/9781784719166

9. Минобрнауки: систему дополнительного профобразования нужно развивать на базе вузов. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6005845?fbclid=IwAR085KbzpK2xZsxw9JXWNMXeEZ4CzKvNnx3EuPWTj18CLqA3fMl_U5Hvv8w

10. Евдокимов К.В., Саморуков В.И., Люлин А.Б. Развитие системы дополнительного образования в условиях цифровой экономики России // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2018. С. 310–313.

11. Мартьянова Н.А. Конструирование профессиональных объединений: от профессиональных групп к экспертным сообществам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 136–140.

12. Бекенева Л.А., Шумакова О.Д. Взаимодействие вуза с профессиональным сообществом в реализации дополнительных профессиональных программ // Непрерывное образование взрослых как фактор повышения качества жизни. Материалы XIII международной научно-практической конференции. Сер. «Пастуховские чтения – 2015». Редактор В. Н. Акишин. Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, 2015. С. 122–126.

13. Laptev G., Shaytan D. Business model concept as a guiding tool for self-development of entrepreneurial skills. Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference – Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016, 2016. P. 2756–2759.

14. Жунусакунова А.Д. Обоснование необходимости перехода к компьютерному адаптивному тестированию // Известия вузов. 2014. № 4-1. С. 30–31.

15. Тексты профстандартов. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php http://profstandart.rosmintrud.ru/

16. Gong M. Research on optimal development path and ability cultivation of college students’ entrepreneurial team based on big data analysis // Boletin Tecnico/Technical Bulletin. 2017. 55(15). P. 579–585

17. Hasan S. M., Khan E. A., Nabi M. N. U. Entrepreneurial education at university level and entrepreneurship development // Education and Training. 2017. № 59 (7–8). P. 888–906. doi: 10.1108/ET-01-2016-0020

18. Lindh I. Entrepreneurial development and the different aspects of reflection // International Journal of Management Education. 2017. 15(1). P. 26–38. doi:10.1016/j.ijme. 2016.12.001

19. Mikic M., Sopta M., Horvatinovic T. The role of entrepreneurial education in the development of entrepreneurship. 2018. №8(2). P. 385–395. Doi: 10.7251/emc1802385m

20. Theodoraki C., Messeghem K., Rice M. P. A social capital approach to the development of sustainable entrepreneurial ecosystems: An explorative study // Small Business Economics. 2018. 51(1). P. 153–170. doi:10.1007/s11187-017-9924-0

21. Бондаренко Н.В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». 2017. № 5 (104). C. 4–23.

22. Прокопьев В.П. Математическое образование – необходимое условие для развития цифровой экономики // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 1. С. 53–55.

23. Локтионова Э.А., Савин Д.А. Основные направления и перспективы развития системы образования РФ в условиях цифровизации общества // Экосистема цифровой экономики: проблемы, реалии и перспективы. Сборник научных трудов национальной научно-практической конференции. Под редакцией Л.И. Малявкиной. 2018. С. 106–114.

24. Куравский Л.С., Артеменков С.Л., Юрьев Г.А., Григоренко Е.Л. Новый подход к компьютеризированному адаптивному тестированию // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 33–45.

25. Узденов М.Н. Элементы нечеткой логики в адаптивном тестировании знаний обучающихся. // Новые информационные технологии в науке нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2017. С. 69–71.

26. Виноградов В.О., Ефимова В.Г. Адаптивное тестирование как способ организации компьютерного тестирования по дисциплинам в электронных курсах LMS Moodle // Духовная сфера общества. 2018. № 15. С. 23–32.

27. Пальянов М.П., Холина Л.А. Актуальные тенденции взаимодействия учреждений профессионального образования с профессиональным сообществом // Альманах мировой науки. 2015. № 1-3 (1). С. 36–40.

28. Соложенцев Е.Д. Цифровое управление государством и экономикой // Актуальные проблемы экономики и управления. 2018. № 1 (17). С. 136–153.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Открытое образование. 2019;23(1):34-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-34-45

For citation: Danchenok L.V., Zaytseva A.S., Komleva N.V. Transformation of the model of additional education in a digital economy. Open Education. 2019;23(1):34-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-34-45

Просмотров: 177

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)