Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-14-26

Аннотация

Цель исследования. Развитие в современных социально-экономических условиях электронных технологий и насущная необходимость их активного применения в сфере высшего образования требуют иного типа профессионального мышления, постоянного саморазвития научно-педагогических работников. Целью данной статьи является рефлексивный анализ опыта Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова по формированию электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), выделение интерактивных и управленческих основ ее внедрения и использования в образовательном процессе.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были выделены структурно-функциональные компоненты ЭИОС, этапы и условия формирования, рассмотрены особенности этапов при практической реализации проекта по внедрению ЭИОС, сформулированы перспективы дальнейшего формирования и развития ЭИОС. В качестве общенаучных методов были использованы: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Результаты. В статье представлен опыт Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова по применению ЭИОС как одного из важных условий для высокого уровня развития общекультурных, общепрофессиональных и собственно профессиональных компетенций выпускников, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда. Обосновывается актуальность инноваций в формировании ЭИОС университета. Обращается внимание, что практическое использование ЭИОС требует приобретения навыков качественно иного общения, в том числе итеракции всех участников образовательного процесса, основанной на более широком видении контекста образовательной среды и новом уровне профессионального мышления педагогов, предполагающем как творческий подход, так и управление собственными мыслительными процессами, связанными с метапознанием.

Заключение. В заключении сформулированы выводы о том, как могут быть реализованы различные аспекты формирования ЭИОС вуза, такие как административно-управленческий и интерактивный. По мнению авторов, применение ЭИОС может стать приоритетным инструментом в решении задач по повышению эффективности образовательной деятельности, что доказывают приведенные в статье примеры из опыта работы образовательного учреждения.

Об авторах

И. В. Серафимович
Институт развития образования Ярославской области, Ярославль
Россия
Ирина Владимировна Серафимович - К.п.н., доцент, проректор


О. М. Конькова
Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ярославль
Россия
Ольга Михайловна Конькова - к. соц.н., доцент



А. В. Райхлина
Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ярославль
Россия
Анна Владимировна Райхлина - К.э.н., доцент



Список литературы

1. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образование. 2017. № 1. С. 27–33.

2. Прохоренков П.А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-2. С. 291–294.

3. Андреева Н.Б. Особенности информационно-образовательной среды технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 261.

4. Носкова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда педагогического университета // Вестник Герценовского университета. 2007. С. 33–36.

5. Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Состав и структура модели образовательного процесса в информационно-образовательной среде // Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия педагогические и психологические науки. 2014. № 19 (38). С. 18–33.

6. Абросимов А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара: СГЭА, 2003. 203 с.

7. Садулаева Б.С., Садулаева Р.С. Проектирование информационно-образовательной среды вуза // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 3. С. 21–27.

8. Рубенко А.Н. Информационно-образовательная среда как объект педагогических исследований // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 106–110.

9. Тихомиров В.П., Днепровская Н.В. Смартобразование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 9–13.

10. Стародубцев В.А., Французская Е.О. Устойчивое развитие образования: связь технологии и педагогики // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 1. С. 34–43.

11. Назаров А.И. Возможности программной среды Moodle в реализации принципа модульного обучения // Физическое образование в вузах. 2011. Т. 17. № 4. С. 86–91.

12. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 37–40.

13. Третьякова О.Н. Применение элементов дистанционного обучения в системе дифференцированного обучения студентов технических вузов // Физическое образование в вузах. 2013. Т. 19. № 1. С. 105–115.

14. Чирцов А.С., Абутин М.В., Марек В.П., Микушев С.В. Новые варианты использования информационных и мультимедийных технологий для реализации непрерывного высшего профессионального образования // Физическое образование в вузах. 2012. Т. 18. № 1. С. 109–125.

15. Ashcroft B., McAlpine I. Student moderators in online discussions. In: R. Atkinson, C. McBeath, D. Jonas-Dwyer, R. Phillips (Eds.) Beyond the comfort zone: Proceedings of the 21st ASCILITE Conference Perth, 5–8 December. 2004. P. 88–94. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ascilite.org.au/conferences/perth04/procs/ashcroft.html.

16. Allen B., Crosky A., McAlpine I., Hoffman M., Munroe P. ‘A blended approach to collaborative learning: Can it make large group teaching more student-centered?’ Proceedings of the 23rd annual ASCILITE Conference, ‘Who’s learning? Whose technology?’ University of Sydney, 2006. Р. 33–42. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.123.611.

17. Улендеева Н.И., Сафронова И.А. Проектирование электронной информационно-образовательной среды вуза: нормативно-правовые и организационные аспекты // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 3 (25). С. 117–122.

18. Белошицкий А.В., Мещеряков Д.В., Фалилеев В.Ю. Информационно-образовательная среда военного вуза, методологические аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-2. С. 284–287.

19. Назаров С.А. Педагогическая модель информационно-образовательной среды технического вуза // Научная мысль Кавказа. 2006. № 2. С. 69–71.

20. Прохоренков П.А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-2. С. 291–294.

21. Крамаренко Н.С., Квашнин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз» // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 8.

22. Серафимович И.В., Конькова О.М. Содействие профессионализации через организацию научно-образовательной среды вуза // Открытое образование. 2017. № 2. С. 29–39.

23. Konkova O.M. Formation of students’ training and cognitive motivation // Академия педагогических идей Новация. 2018. № 2. С. 34–47.

24. Kashapov M.M., Serafimovich I.V., Poshekhonova Y.V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. № 10 (1). Р. 80–94.

25. Анофрикова Н.С., Карякин Д.А. Система дистанционного образования СГУ: прошлое, настоящее и будущее // Информационные технологии в образовании: Материалы VII Всерос. научно-практ. конф. Саратов: Наука, 2015. С. 452–455.

26. Райхлина А.В. Инновации как основа взаимодействия органов власти и университета // Концепт. 2016. Т. 37. С. 114.

27. Райхлина А.В. Развитие смарт-образования как элемента построения экономики знаний в регионе // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 5. С. 199–204.

28. Данченок Л.А., Невоструев П.Ю. SMARTобучение: основные принципы организации учебного процесса // Открытое образование. 2014. № 1. С. 70–74.

29. Серафимович И.В., Таттыбаева Е.В. К вопросу о содействии профессионализации студентов экономического вуза в условиях реализации новых образовательных стандартов // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов. Материалы IХ Международной учебно-методической конференции. Под редакцией А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. 2017. С. 60–63.


Рецензия

Для цитирования:


Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление. Открытое образование. 2019;23(1):14-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-14-26

For citation:


Serafmovich I.V., Кonkova O.M., Raykhlina A.V. Formation of the university electronic information-educational environment: interaction, development of professional thinking, management. Open Education. 2019;23(1):14-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-14-26

Просмотров: 1180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)