Опыт разработки информационной системы рейтингования научно-педагогических работников


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-76-85

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Целью данной работы является поиск алгоритмов количественной оценки интеллектуального потенциала (рейтингования) научно-педагогических работников в высших учебных заведениях, а также разработка технологии применения этих алгоритмов на практике.

Материалы и методы. По мнению авторов, наиболее подходящим методом оценки многообразной деятельности профессорско-преподавательского состава является методика, построенная на основе метода квалиметрии – ранжирование объектов по возрастанию или убыванию на основе расчета по определенной совокупности признаков. Этот подход был воплощен в регламент рейтингования научно-педагогических работников РЭУ им. Г.В. Плеханова. В связи с тем, что показатели могут меняться ежегодно в проект реализации была заложена возможность динамической настройки показателей. Важным фактором, повлиявшим на проектные решения, является необходимость обработки большого числа показателей в ограниченные сроки. При этом подготовкой данных (их вводом и контролем, согласованием) должно заниматься большое количество людей, являющихся работниками различных подразделений, территориально распределенных, находящихся в разном подчинении. Кроме того, необходимо было учесть возможность появления новых требований к выходным формам. В результате в концепцию автоматизированной системы рейтингования РЭУ им. Г.В. Плеханова были положены следующие проектные решения: динамическая настройка показателей и алгоритмов рейтингования, динамическая настройка личных кабинетов рейтингуемых, внешняя настройка технологии контроля показателей, возможность создания расширяемой библиотеки выходных форм, использование интернет технологий.

Результаты. В результате работы подготовлена система показателей количественной оценки, технология их сбора и хранения, а также реализована информационная система обеспечивающая сбор, обработку и отображение полученных результатов в приемлемой форме на основе интернет технологий. При этом созданная технология динамической настройки собираемых показателей, привязки к местам их формирования, а также настройки выходных форм показала свою эффективность.

Заключение. Опыт внедрения системы рейтингования в РЭУ им. Г.В. Плеханова показал, что независимая автоматизированная оценка эффективности деятельности работников позволяет совершенствовать механизм планирования и систему управления персоналом, создать модель стимулирования видов деятельности, влияющих на повышение места Университета в российских и международных рейтингах, а также создает условия для положительной динамики роста уровня квалификации научных и педагогических работников. При этом рейтингование дает возможность работникам определить области для развития и совершенствования, влиять на свой заработок и получать конкурентное вознаграждение за свой труд. Реализация системы рейтингования в РЭУ им. Г.В. Плеханова доказал гибкость предложенного подхода, сокращение трудозатрат на обработку данных, полную прозрачность расчетов и, как следствие, снижение вопросов со стороны рейтингуемых. Также выявлены направления технологического развития системы.


Об авторах

А. А. Черноусов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Россия
Андрей Анатольевич Черноусов - К.э.н., доцент, Кафедра управления
информационными системами и программирования





Е. В Вавилова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Россия
Елена Васильевна Вавилова - К. с/х. н., доцент, Управление персонала





Список литературы

1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: Питер, 2001. 416 с.

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО Бизнес-школа, Интел-синтез, 2002. 368 с.

3. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. 88 c.

4. Монден Я. Тоёота Е. Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989. 151 с.

5. Рак Н.Г. Методика комплексной оценки персонала // Управление персоналом. 2014. № 3. С. 32–33.

6. Заварыкина Л.В., Лопатина А.С., Перфильева О.В. Сравнительный анализ международных методологий ранжирования высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1.

7. Ларионова. М.В. Методология сравнительного анализа международных подходов к ранжированию высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1.

8. Van Vught F.A., Westerheijden D.F. Multidimensional Ranking: a new transparency tool for higher education and research // Higher Education Management and Policy. 2010. Vol. 22/3.

9. Копылович Н.П., Аракелян К.Э. Мотивация сотрудников с помощью рейтингования фронт-офисов. Опыт АКБ «ФОРА-БАНК». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/articles/mp/reytingovanie-front-ofisov-opyt-forabank.html

10. Система рейтингов работников как инструмент повышения мотивации персонала [Электрон. ресурс] // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. № 2. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/sistema-reytingovrabotnikov-kak-instrument-povysheniya-motivaciipersonala

11. Литвинов А. Система рейтинга как одна из эффективных форм мотивации линейного персонала на примере банковской сферы. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://hr-media.ru/sistemarejtinga-kak-odna-iz-effektivnyh-form-motivatsiilinejnogo-personala-na-primere-bankovskoj-sfery/

12. Костюкевич З. Рейтинг и система оценки персонала. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/309/2537.php

13. Рейтинг сотрудников: мотивируем, используя визуализацию результатов персонала. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://yaware.ru/blog/motivatsiya-reytingom-povyishaem-produktivnostrabotyi-ispolzuya-vizualizatsiyu-rezultatov/

14. Методы и цели оценки персонала: как превратить сотрудников из инструмента в мозговой центр компании. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/otsenka-personala.html

15. Мишина Е.А. Рейтинговая система оценки персонала как инструмент мотивации сотрудников // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. № 18. Новосибирск: СибАК, 2012.

16. Методология оценки компаний и подсчета результатов. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://rating.hh.ru/methodology/

17. Рейтинговая аттестация персонала. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.cfin.ru/encycl/rating_attestation.shtml

18. Как построить внутрикорпоративный рейтинг сотрудников? [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.mainjob.ru/publications/?view=4505

19. Рейтинговая аттестация персонала. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.cfin.ru/encycl/rating_attestation.shtml

20. М. Сорокин. Рейтинговая оценка сотрудников и бизнес-подразделений по методу тайный покупатель. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.mag-consulting.ru/asp/showarticle/437

21. Методики оценки персонала. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://hrhelpline.ru/metody-i-metodiki-ocenki-personala/

22. Рейтинговая аттестация персонала. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://producm.ru/the-economy-of-the-enterprise/terms/rating_attestation.php

23. Персональный рейтинг работника. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://docs.istina.msu.ru/ratings/main.html

24. Сагинова О. В., Ковалева Е. Н. Рейтинги, имидж вуза и цели высшего образования // Экономика образования. 2015. № 1 (86). С. 12–23.

25. Сагинова О.В., Завьялова Н.Б., Гришина О.А., Скоробогатых И.И. Рейтингование преподавателей как инструмент управления человеческим капиталом вуза, развития межкультурных коммуникаций // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2015. № 3–4 (12). С. 5–16.

26. Сагинова О. В., Гришина О. А., Скоробогатых И. И. Индивидуальный рейтинг преподавателей как маркетинговый инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. № 2. С. 114–127.

27. Лукинова О.В., Пугачев А.В. Особенности построения профилей систем безопасности ИС // Открытое образование. 2015. № 4 (111).

28. С. Миллет, С. Тьюн. Предметно-ориентированное проектирование. Паттерны, принципы и методы. СПб: Питер, 2017. 832 с.

29. С. Стефанов. JavaScript. Шаблоны. Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2011. 272 с.

30. Черноусов А.А. Автоматизация бизнес процессов в центрах повышения квалификации // Сборник научных трудов ХIХ научно-практической конференции Инжиниринг предприятий и управление знаниями. М.: 2016. С. 152–156


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черноусов А.А., Вавилова Е.В. Опыт разработки информационной системы рейтингования научно-педагогических работников. Открытое образование. 2019;23(1):76-85. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-76-85

For citation: Chernousov A.A., Vavilova E.V. Development experience of information system for ranking of academic and pedagogical staff. Open Education. 2019;23(1):76-85. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-76-85

Просмотров: 50

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)