Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-14-22

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается эффективность создания сетевой площадки в качестве механизма, обеспечивающего качество обучения, позволяющего внедрять инновационно-практическую деятельность в учебный процесс, развивая научный потенциал образовательных учреждений, как в среднем профессиональном образовании, так и в учреждениях высшего профессионального образования.

Цель исследования направлена на производственную практику как на ступень подготовки высококвалифицированных специалистов в учебных заведениях среднепрофессионального (СПО) и высшего образовании (ВО), в том числе и в рамках сетевого взаимодействия.

Авторы, на базе своего практического опыта предлагают рассмотреть создание сетевой площадки на базе учебных заведений как проекта, ориентированного на получение профессий и специальностей, востребованных строительной отраслью с целью внедрения изобретательской, творческой идеи в процесс теоретического и практического обучения, а также успешной социализации подрастающего поколения.

При выполнении данной работы были использованы методы анализа, метод проектирования и метод практики.

Основным материалом статьи является модель сетевого взаимодействия «Школа –Колледж – Университет – Предприятие», которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться, гибко адаптироваться к современным изменениям условий рынка труда, требованиям научно-технического прогресса и экономики государства. Для этого на базе учебных заведений создаются региональные сетевые площадки не только для практического обучения, но и проведения регионального чемпионата WorldSkills Russia.

Для формирования сетевой площадки образовательные учреждения должны установить деловое сотрудничество с потенциальными партнерами-работодателями, со школами города Пензы и Пензенской области. Создание сетевых центров в образовательных организациях является социальной инновацией и становится одной из приоритетных задач в области современного образования

Система дистанционного образования в форме электронной образовательной среды, внедренная в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, даёт возможность студентам очной и заочной формы обучения самостоятельно изучать необходимую часть материала и также дистанционно (в форме тестов или интернет-диалога) проводить самоаттестацию и аттестацию по изучаемым дисциплинам. Выпускники, имеющие среднее профессиональное образование и поступившие в вуз, имеют незначительный, но уже практический опыт работы по специальности, и определенную базу знаний. Интерактивные возможности электронной образовательной среды вуза дают возможность получать необходимую информацию в удобное время и в любом месте (на строительной площадке в свободное от работы время и т.п.) и возвращаться к учебному материалу неоднократно. Богатый опыт преподавателей вуза позволил разработать необходимую документацию по всем направлениям подготовки, учитывая результаты научных исследований и опыта применения на практике.

По результатам выполненных исследований в статье представлены данные, позволяющие преподавателям и студентам осуществлять (во время прохождения учебной и производственной практики) и совершенствовать профессиональную деятельность выпускника, расширять область познаний, а также формировать инновационный потенциал образовательных учреждений. В рамках реализации программы создания региональной сетевой площадки ведётся работа по разработке и внедрению механизмов государственного заказа на подготовку кадров, по расширению форм и методов, стимулирующих достижение высоких результатов обучающихся.

В заключении можно отметить, что сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений разного уровня, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи при подготовке высококвалифицированных специалистов.


Об авторах

Н. И. Тарасеева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Россия

Нелли Ивановна Тарасеева

Пенза



О. В. Баулина
Пензенский колледж архитектуры и строительства
Россия

Оксана Владимировна Баулина

Пенза



Список литературы

1. Байбородова Л. В., Репина А. В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Том II.

2. Астанин С.В., Калашникова Т.Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2001. № 5. С. 179–196.

3. Антонин М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53–63.

4. Бартенев А.Н. Авторская мастерская как форма образовательной деятельности // Профессиональное образование. 2008. № 5. С. 14.

5. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. 2011. № 6. С. 111–114.

6. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы Ростов н/Д: Феникс, 2010. 315 с.

7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ (ред. от 31.12.2014).

8. Осипов А.М., Карстанье П., Тумалев В.В., Зарубин В. Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 108–115.

9. Ратникова Е.В. Диагностика типов профессионального мастерства преподавателя // Профессиональное образование. 2008. № 4. С. 10.

10. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса – необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4(32). С. 19–26.

11. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 2001. 192 с.

12. Долгих М.Н., Мирсаетова А.А., Тесленко И.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства в системе среднего профессионального образования Свердловской области [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 8 (2). С. 407–412. Режим доступа: www.rae.ru/fs/ .

13. Путин В.В. О среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге // ГлавСправ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/journal/392/ .

14. Тесленко И.В. Формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями рынка труда на примере Свердловской области [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–2. С. 362–368. Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005502.

15. Благов Е.Ю., Лещева И.А., Щербан С.А. Онтологический подход в практике образовательной деятельности: формирование траекторий индивидуального профессионального развития студентов // Открытое образование. 2018. №22(5). С. 26-39. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-5-26-39

16. Арай Ю.Н., Верховская О.Р., Клёмина Т.Н. Обучение стратегии в бизнес-школах: современные вызовы // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2017. Т. 16. Вып. 2. С. 299–321.

17. Масляков Е.Г. Техническое творчество в системе среднего профессионального образования. М.: 2007.

18. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20959.

19. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. 277 с.

20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки. Открытое образование. 2019;23(2):14-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-14-22

For citation: Taraseeva N.I., Baulina O.V. Efficiency of application of innovative technologies in the organization of practical training. Open Education. 2019;23(2):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-2-14-22

Просмотров: 79

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)