Использование электронной образовательной среды для междисциплинарных связей на примере профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Бизнес–информатика»
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-54-63
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Цель исследования. Целью исследования является анализ оптимальных условий использования электронной образовательной среды и компетентностно-деятельностного подхода в учебном процессе вуза для подготовки бакалавров по направлению «бизнес-информатика.
Актуальность проблем, изложенных в данной статье, определяется необходимостью развития кадрового потенциала в отрасли информационных технологий и повышению качества подготовки специалистов в данной области.
Объектом исследования является подготовка студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования, осуществляемая в условиях информатизации образования.
Материалы и методы исследования. В статье даётся анализ возможности эффективного использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе в условиях информатизации высшего образования, а также влияния применения компетентностно-деятельностного подхода и междисциплинарных связей на развитие профессиональных компетенций обучающихся.
Результаты. С учётом проведенного анализа использования электронной образовательной среды в НИТУ «МИСиС», показана перспективность её совместного использования с компетентностно-деятельностным подходом с целью приведения подготовки ИТ-специалистов в соответствие с современными требованиями с учётом нехватки временных ресурсов.
Заключение. При переходе к цифровой экономике в нашей стране необходимо правильно формировать подходы к обучению специалистов ИТ-отрасли. Использование в НИТУ «МИСиС» электронной образовательной среды «LMS Canvas» и компетентностно-деятельностного подхода, подразумевающего не сообщение, а формирование знаний у студентов в процессе реализации проектной разработки, при подготовке бакалавров по направлению «бизнес-информатика», подтвердил свою эффективность. Этот подход позволил за счёт эффективного использования межпредметных связей в электронной образовательной среде вовлечь студентов в процесс активного обучения, улучшить процесс формирования ключевых компетенций, значительно повысить качество дипломных работ и их практическую значимость, а также повысить уровень соответствия обучения мировым трендам в области информатизации высшего образования.
Об авторах
М. В. УшаковаРоссия
Мария Викторовна Ушакова - к.т.н., доцент
МоскваА. В. Габалин
Россия
Алексей Валерьевич Габалин
МоскваСписок литературы
1. Проект «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2019-2025 годы и на перспективу до 2030 года». [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.tadviser.ru/images/f/f8/2019_strategy_9January.pdfhttps://misis.ru/university/5top100/about/reports (дата обращения 10.06.2019)
2. Липаев В.В. Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалификации специалистов. Учебник. М.: СИНТЕГ, 2009.
3. Тельнов Ю.Ф., Данилов А.В., Казаков В.А. Программная реализация информационно-образовательного пространства на основе многоагентной технологии и онтологического подхода // Открытое образование. 2015. № 6. С. 74-82.
4. Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. Подготовка ИТ-консультантов в ВУЗах // Экономика, статистика и информатика. 2010. № 6. С. 3-7.
5. Калянов Г.Н. «Подготовка ИТ-консультантов в разрезе проблематики отечественного консалтинга» // Открытое образование. 2017. № 2. С. 40-46.
6. Зиндер Е.З. Базовые требования к информационно-образовательным пространствам, основанные на их фундаментальных свойствах. // Открытое образование. № 3. 2015.
7. Катханова Ю.В. Электронные образовательные ресурсы от разработки до применения // Символ науки. 2016. № 8. С. 117-119.
8. Костюкова Т.А., Ерепилова А.И. Компетентностные пробы как механизм реализации профессиональной ориентации на этапе профильного обучения // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 240-245.
9. Золкина А.В., Ломоносова Н.В. Учебно-методическое обеспечение процесса информатизации высшего образования // Педагогика и образование в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам II Международного педагогического форума молодых ученых. Екатеринбург. НОО «Профессиональная наука», 2017. 131 . С. 69-75.
10. В.И. Байденко, Н.И. Максимов, Н.А Селезнева Электронное приложение к книге: Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2012. 153 с.
11. Коломиец О.М. Компетентностно-деятельностный подход - методологическая основа преподавания в высшей школе // Вестник Московского Университета. Серия 20: Педагогическое образование. №1. 2017. С. 84-89.
12. ОС ВО НИТУ «МИСиС» по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://misis.ru/university/documentation/standards (дата обращения 10.06.2019).
13. Разбегин В.П., Ушакова М.В., Габалин А.В. Вопросы применения архитектурного подхода при профессиональной подготовке бизнес-информатиков // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2018): материалы Одиннадцатой междунар. конфер., 1-3 окт. 2018 г., Москва. М.: ИПУ РАН, 2018. С. 278-280. ISBN 978-5-91450-218-5.
14. Gabalin A.V., Razbegin V.P., Ushakova M.V. Architectural Approach Application Issues in Business Informatics Professional Training // Proceedings of the 11th International Conference «Management of Large-Scale System Development» (MLSD’2018). Moscow: IEEE, 2018. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/8551796.
15. Ломоносова Н.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Система смешанного обучения в условиях информатизации высшего образования». М.: МПГУ, 2018. 28 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ушакова М.В., Габалин А.В. Использование электронной образовательной среды для междисциплинарных связей на примере профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Бизнес–информатика». Открытое образование. 2019;23(4):54-63. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-54-63
For citation:
Ushakova M.V., Gabalin A.V. The use of electronic educational environment for interdisciplinary relations on the example of professional study on business – informatics bachelor program. Open Education. 2019;23(4):54-63. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-54-63
ISSN 2079-5939 (Online)