Реализация образовательных программ с применением цифровых дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями к специалистам плавсостава


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-44-53

Полный текст:


Аннотация

Цифровые дистанционные образовательные технологии являются актуальным вопросом на сегодняшний день. Если рассматривать данный вопрос для обучения специалистов плавсостава, то здесь необходимо соблюдать выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и еще ряда других законодательных документов. В статье рассматривается формирование индивидуальной цифровой образовательной траектории и индивидуального профиля компетенций обучающихся с применением методов Data Mining и системы Moodle.

Цель исследования: Изучить практику применения цифровых дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями к подготовке специалистов плавсостава. Рассмотреть примеры решения задачи формирования индивидуальной цифровой образовательной траектории и индивидуального профиля компетенций обучающегося.

Материалы и методы: Рассматриваются понятия дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, утверждённые на законодательном уровне еще в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» в рамках задачи 5 «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» предусмотрена реализация следующих мероприятий: «будут разработаны механизмы и типовые модели хронологической оценки учебных достижений обучающихся, позволяющие формировать траектории индивидуального развития обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования». Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. Индивидуальная образовательная траектория в свете цифровизации образования и применения методов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий – это индивидуальная цифровая образовательная траектория. Важным элементом индивидуальной цифровой образовательной траектории является индивидуальный профиль компетенций обучающихся. Рассматривается формирование с использованием технологии DataMining на базе системы электронного обучения Moodle.

Результаты: Построение индивидуальной цифровой образовательной траектории, включающей индивидуальные профили компетенций обучающихся и траектории их формирования возможно реализовать с применением интеллектуального анализа данных, правильной настройкой, построением матриц различного уровня связности с использованием модулей «Компетенции» и «Учебный план» платформы Moodle. В статье приведено формирование компетенций обучающегося на основе построения индивидуальной модели, а также аналитический блок индивидуальной цифровой образовательной траектории и пример индивидуального профиля компетенций, построенного посредством платформы Moodle.

Заключение: Обучение специалистов плавсостава судов с применением цифровых дистанционных образовательных технологий возможно, но при этом имеет множество ограничений со стороны требований. Учитывая данные обстоятельства, важно грамотно коррелировать традиционную форму обучения и цифровые технологии обучения.


Об авторах

С. С. Соколов
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
Россия

Сергей Сергеевич Соколов - д.т.н., доцент

Санкт-Петербург


М. Н. Савельева
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
Россия

Марина Николаевна Савельева - к.ф.н.

Санкт-Петербург


А. В. Митрофанова
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
Россия

Анастасия Витальевна Митрофанова

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/, свободный.

2. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8.

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540787/, свободный.

4. Sokolov S.S. et al. Compliance with legal aspects of the applying of e-Learning in the training of seafarers // TransNav: International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. 2017. Т. 11.

5. Москаленко М.А., Друзь И.Б., Затепякин С. М. Проблемы морского образования при переходе вузов на компетентностный стандарт подготовки моряков // Морские интеллектуальные технологии. 2018. С. 233.

6. Rowland G., Kitchen-Meyer A. L. Powerful learning at SEA // FormAkademisk-forskningstidsskrift for design og designdidaktikk. 2018. Т. 11. №. 4.

7. Berggren A. et al. Practical and pedagogical issues for teacher adoption of IMS learning design standards in Moodle LMS. 2005.

8. Фомина И.К., Тарануха С.Н. Виртуальные тренажеры при дистанционном обучении плавсостава [Электрон. ресурс] // Интерактивная наука. 2017. №11. Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/virtualnye-trenazhery-pri-dis-tantsionnom-obuchenii-plavsostava

9. Роганов В.Р., Михеев М.Ю., Асмолова Е.А., Жашкова Т.В. Имитаторы визуальной обстановки для тренажеров подготовки водителей транспортных средств [Электрон. ресурс] // НиКа. 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatory-vizualnoy-obstanovki-dlya-tre-nazherov-podgotovki-voditeley-transportnyh-sredstv

10. Климовский А.О., Рыжов В.А. Подготовка судоводителей с использованием программного обеспечения с функцией планирования и исполнения перехода // Компьютерные инструменты в образовании. 2017. № 6.

11. Аванесова Т. П. и др. Целесообразность компьютерной поддержки для мониторинга уровня формирования профессиональной компетенции // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. №. 8. С. 60–67.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gumrf.ru/useruploads/files/aspirantura/fgos++/260505.pdf, свободный.

13. Sokolov S.S., Mitrofanova A.V., Glebov N.B., Kovalnogova N.M., Gaskarov V.D. Formation of the Electronic Educational Trajectory for Maritime Students [Электрон. ресурс] // IEEE International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», IT and QM and IS 2018; St. Petersburg. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8524913

14. MoodleStatistics [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moodle.net/stats/, свободный.

15. Обзор методов DataMining [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://intellect-tver.ru/?p=165

16. Компетенции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.moodle.org/37/en/Competencies.

17. Дражан Р.В., Котова Ю.С., Паутова С.Н. Иноязычная коммуникативная компетентность в системе профессионального образования курсантов морского вуза в аспекте реализации ФГОС-3+ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. №. 3.

18. Тихонов И.В. Подготовка судоводителей для работы на аппаратуре ЭКНИС в современных условиях // Водний транспорт. 2012. №. 2. С. 61–6.

19. Богаченко Е. А. Современные способы обучения и их перспективы в получении морского образования // Судовождение. 2014. № 24. С. 26–31.

20. Пашенцев С. В. Основные направления развития новых технологий профессиональной подготовки инженеров-судоводителей // Вестник Мурманского государственного технического университета. 1998. Т. 1. №. 1.

21. Царев Р.Ю., Тынченко С.В., Гриценко С.Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 219–219.

22. Розенберг И. Н. Обучение по гибкой траектории // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 1. С. 64–72.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Соколов С.С., Савельева М.Н., Митрофанова А.В. Реализация образовательных программ с применением цифровых дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями к специалистам плавсостава. Открытое образование. 2019;23(4):44-53. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-44-53

For citation: Sokolov S.S., Saveleva M.N., Mitrofanova A.V. Implementation of educational programs with digital distance education technologies complying with the requirements for ship crew members. Open Education. 2019;23(4):44-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-44-53

Просмотров: 40

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)