Разломы российского образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-4-12
Аннотация
Несмотря на принимаемые усилия, многообразные и прогрессивные новации в системе образования остается ряд общенациональных проблем, обозначаемых как «разломы» российского образования, которые не позволяют достичь поставленных стратегических целей.
В связи с существующей ситуацией, целью проведенного исследования является провести анализ эволюции реформирования отечественной системы образования на протяжении длительного исторического периода, проанализировать содержание нормативно-правовых актов, касающиеся российского образования, в частности Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», проанализировать формирование целей образования и проблемы, стоящих в настоящее время перед Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и самостоятельным федеральным органом управления – Рособрнадзор.
На основе проведенного анализа в статье рассматривается две концепций основных моделей образования; европейской и англо-американской. Отмечается, что российское образование в настоящий период времени, как и другие общественные институты, по многим параметрам находятся на развилке между двумя моделями систем управления.
Материалы и метод. В качестве методов исследования был выбран сравнительный анализ подходов к управлению образованием, а также методы сценарного моделирования и структурно-функционального анализа.
Результаты проведенного сравнительного анализа позволяют заявить о том, что Российское образование в настоящий период времени, находятся на развилке выбора системы управления, выбор которой скрыт в «соперничестве» двух концепций основных моделей образования: европейской или англо-американской.
Европейская модель предполагает ориентацию образования на формирование личности, в основе англо-американской модели лежит утверждение о необходимости ориентации формирования личности в режиме прагматичности.
Проведенный анализ позволяет сформулировать заключение, что выбор системы управления во многом зависит от социально-экономической среды и происходящих в стране процессов.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. ВороноваРоссия
Татьяна Андреевна Воронова - д.э.н., профессор, проректор по учебной работе, персоналу и имущественному комплексу
Москва
А. И. Гретченко
Россия
Анатолий Иванович Гретченко - д.э.н., профессор, профессор кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова; профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета
Москва
М. Н. Кулапов
Россия
Михаил Николаевич Кулапов - д.э.н., профессор, Научная школа «Управление человеческими ресурсами»
Москва
В. М. Зуев
Россия
Валерий Михайлович Зуев - д.э.н., профессор, г.н.с. НИИ «Новая экономика и бизнес»
Москва
И. А. Калинина
Россия
Ирина Анатольевна Калинина - к. психол. н., доцент, доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий
Москва
Список литературы
1. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 10. С. 85–97.
2. Зуев В.М., Манахов С.В., Галанов В.А., Гагиев Н.Н. Непрерывное профессиональное образование как базовый фактор формирования человеческих ресурсов: состояние, проблемы, пути развития. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 215 с.
3. Калинина И.А. Инновационные стратегии управления воспроизводством научного потенциала экономических вузов: дис. докт. экон. наук: 08.00.05. М., 2019. 331 с.
4. Кулапов М.Н., Масленников В.В., Шкляев А.Е. Образовательно-научный центр «Менеджмент» как управленческая инновация: опыт и проблемы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017. № 1 (91). С. 93–104.
5. Кулапов М.Н., Сергеев П.А. Российская интеллектуальная образованщина и проблемы реформирования высшей школы // Социология. 2016. № 2. С. 167–173
6. Кулапов М.Н. и др. РЭУ им. Г.В. Плеханова как конкурентоспособный университет будущего // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017. № 6 (96). С. 5–14.
7. Масленников В.В. Организационные модели проектного управления научной деятельностью в российских университетах. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 9 (63). С. 71–81.
8. Минобрнауки России запускает обсуждение будущего законопроекта «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1519 (дата обращения: 30.05.2019).
9. Реформа образования в России: реальность и перспективы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/news/34167660/36620576.html (дата обращения: 30.05.2019).
10. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования России: институциональные и организационно-управленческие аспекты: монография / под общ. ред. В.И. Гришина. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. 242 с.
11. Болонский процесс – историческая справка (до 2010 г.) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.econ.msu.ru (дата обращения: 30.05.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Воронова Т.А., Гретченко А.И., Кулапов М.Н., Зуев В.М., Калинина И.А. Разломы российского образования. Открытое образование. 2019;23(4):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-4-12
For citation:
Voronova T.A., Gretchenko A.I., Kulapov M.N., Zuev V.M., Kalinina I.A. Russian education faults. Open Education. 2019;23(4):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-4-12