Совершенствование образовательного процесса в современном вузе с помощью метода освоенного объема


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-13-20

Полный текст:


Аннотация

Целью данной работы является попытка унифицировать процессы управления образовательным процессом с помощью нестандартных инструментов, а именно метода освоенного объема, взятого из практики управления проектами. Данная попытка объясняется: с одной стороны, создавшейся ситуацией в высшей школе, а именно, увеличением доли самостоятельной работы при изучении студентами дисциплин (при неизменной, а чаще и возросшей необходимости сохранения прежнего объема содержания дисциплины); с другой стороны, ограничение на применение «классических» форм и методов ведения учебных занятий. Такое стало возможным, благодаря повсеместному использованию информационных, коммуникационных технологий, как с позиций дающего знания, так и с позиций это знание получающих и при необходимости «держать марку» — т.е. по-прежнему, выпускать специалистов, соответствующих профессиональным компетенциям будущего педагога, которые дали бы ему возможность правильно реагировать на педагогические проблемы в реальных условиях образовательного процесса.

Материалы и методы. Любой процесс, в том числе и образовательный, предполагает его контроль и управление. Первые попытки оценки коммерческой деятельности учебных заведений были предприняты за рубежом еще в 90х годах 20 столетия. В работах: М. Фуллана (1991), Харгривса (1994), Дея (1999), Кларка (2000) Кирпи (2007), Флорисела, Ибанеску (2008) — оцениваются риски реализации образовательных услуг. Российские ученые так же внесли свой вклад в развитие теории управления вузами. Мы опирались на работы следующих авторов: В.Ю. Кри-чесвского, Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпицыной, И.И. Новикова (2008), Л.С. Мазелис, К.С. Солодухина (2012). Мы рассмотрели методы из области проектной деятельности и опробовали один и из них (метод освоенного объема — авторы: Е.В. Колосова, Д.А. Новиков, А.В. Цветков (2000), Квентин В. Флеминг и Джоул М. Коппелман (2002)).

Результаты. Применение этого метода позволило доказать, что он является простым, удобным и эффективным средством, с помощью которого действительно можно управлять образовательным проектом — изучением дисциплины «Информационная безопасность в системе открытого образования».

Заключение. Используя классические педагогические приемы и методы, безусловно можно много добиться, но мы нашли способ, который помогает легко находить «узкие места» в образовательном проекте. Этот метод эффективен при использовании, трансформируется на любой предмет, понятен в исполнении. Еще раз подтверждается мысль о том, что опыт решения проблем, взятый из других неродственных областей, может быть удачным и обогащает теорию педагогики.


Об авторах

И. И. Боброва
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Инна Игоревна Боброва - доцент кафедры Бизнес-информатика и информационные технологии.

Магнитогорск, Тел.: +7 (919) 404-10-72

 



Е. Г. Трофимов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

 

Евгений Геннадьевич Трофимов - доцент кафедры Приладная математика и информатика.

Магнитогорск, Тел.: +7(919) 404-10-72



Список литературы

1. Антохина Ю.А., Варжапетян А.Г. Риски образовательной деятельности в современных рыночных условиях // Экономика и управление. 2012. № 8 (82). С. 43-49.

2. Почему проваливаются ИТ-проекты: расчеты и реалии. URL: http://www.pcweek.ru/management/article/detail.php?ID=160673 (дата обращения: 14.05.2017).

3. Фуллан М. Новое понимание реформ образования. М.: Просвещение, 2006. 272 с.

4. Флеминг К.В., Коппелман Д.М. Методика освоенного объема в управлении проектами. URL: http://www.pmprofy.ru/content/rus/18/180-article.asp (дата обращения: 24.01.2020).

5. Кричевский В.Ю., Гусев А.Г. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография. В. Новгород: НРЦРО, 2001. 56 с.

6. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные подходы к оценке компетенций учителя // Современные исследования актуальных проблемы профессиональной деятельности и подготовки педагога: коллективная монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. С. 61-83.

7. Мазелис Л.С., Солодухин К.С. Анализ рисков при оптимизации цены образовательной программы вуза. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/751/1/UM-2005-02-10.pdf (дата обращения: 29.11.2019).

8. Колосова Е.В., Новиков Д.А., Цветков А.В. Методика освоенного объема в оперативном управлении проектами. М.: Апостроф, 2001. 156 с.

9. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. URL: http://www.methodolog.ru/books/omup.pdf (дата обращения: 29.11.2019) .

10. Ярмолицкая Н. В. Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 1114—1118.

11. Ньютон. Р. Управление проектами от А до Я. М.: Альпина Паблишер, 2016. 180 с.

12. Метод освоенного объема. URL: http://pmlive.ru/articles/435 (дата обращения: 29.11.2019).

13. Практическая интерпретация метода и показателей освоенного объема. URL: https://habr.com/ru/post/318154/ (дата обращения: 24.01.2020).

14. Ковалева Т.В., Воробей Д.В. Особенности образовательных проектов и управления ими // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1290—1293.

15. Плотникова Е.Б., Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Интеллектуальная социализация субъектов профессионального образования с использованием новых информационно-коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. 515 с.

16. Инновационный образовательный проект «Внедрение и апробация электронных образовательных и методических ресурсов, электронного журнала на технологической платформе 1С: Образование в ОГКОУ “Центр ПМСС”». URL: http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2013/09/Iinovatsionnyiy-obrazovatelnyiy-proekt-1S-ispr.pdf (дата обращения: 24.01.2020).

17. Евтеев А. Метод освоенного объема в управлении проектами. Часть 1. URL: http://primaveraforum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50:-1&catid=34:common&Itemid=126 (дата обращения: 29.11.2019).

18. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Применение метода проектов и информационных технологий при изучении дисциплин математического, физического циклов высшей школы // Открытое образование. 2018. № 22(5). С. 4-12.

19. Бояров Е. Н. Ключевые проблемы информационной безопасности сферы образования // Педагогика высшей школы. 2016. № 3. С. 42-45.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Совершенствование образовательного процесса в современном вузе с помощью метода освоенного объема. Открытое образование. 2020;24(1):13-20. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-13-20

For citation: Bobrova I.I., Trofimov E.G. Improvement of the educational process in the modern university by using earned value management. Open Education. 2020;24(1):13-20. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-13-20

Просмотров: 54

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)