Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Метод исследования компетенций субъектов цифровой экономики

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-4-12

Аннотация

Цель статьи представить авторский метод исследования компетенций, необходимых хозяйствующим субъектам для развития цифровой экономики. Широкое использование гражданами мобильных вычислительных устройств в своей повседневной и профессиональной деятельности, рост интернета вещей, накопление больших объемов данных, совершенствование и появление новых информационных технологий (ИТ) открывает новые возможности для ведения экономической деятельности при условии владения субъектами компетенциями цифровой экономики.

Материалы и методы. Исследование проводится на основе анализа тенденций развития ИТ и вариантов их применения в различных видах экономической деятельности. За основу был взят подход линейного программирования, позволивший представить множество компетенций в виде матрицы. Информационную базу исследования составили используемые в экономике и науке методологические подходы к исследованию цифровых компетенций, а также данные отчетов ведущих консалтинговых компаний.

Результаты. Разработан авторский метод к исследованию компетенций субъектов цифровой экономики как множества знаний и умений по применению современных ИТ для решения актуальных задач экономики. Метод исследования состоит в структурировании множества в виде матрицы, размер которой определяется количеством современных ИТ и видов экономической деятельности. Значения в матрице отражают количество компетенций субъекта по использованию определенной ИТ в конкретном виде деятельности.

Заключение. В современных условиях цифровизации общества цифровые компетенции представлены большим набором знаний и умений. Применение одной ИТ в разных видах деятельности решает разный набор задач, а компетенция предполагает способность субъекта решать контурную задачу с использованием ИТ. Множество компетенций будет постоянно расти по мере развития цифровой экономики. Ограничение его перечнем универсальных компетенций приведет к быстрой утрате его актуальности для экономики. Разработанный метод позволяет проводить исследования обеспеченности субъектов экономики необходимым компетенциям, выявлять области, в которых необходимо формирование новых компетенций или их адаптация из других видов экономической деятельности.

Об авторе

Н. В. Днепровская
Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Россия

Наталья Витальевна Днепровская - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления информационными системами и программирования.

Москва

Scopus ID 57195904569, e-library 5620-7781, Author ID 246481, Web of Science H-4043-2016



Список литературы

1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; под ред. Г.Н. Поварова. 2-е издание. М.: Наука, Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.

2. Лем С. Сумма технологии / Пер. с пол. Ф. Широкова. М.: Издательство АСТ, 2018. 736 с.

3. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. М.: Финансы и статистика, 2000. 300 с.

4. Нонака И. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инновации в японских фирмах / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2003. 384 с.

5. Гиляревский Р.С., Залаев Г.З., Цветкова В.А, Барышева О. В., Калин А. А., Информатика как наука. под ред. Р. С. Гиляревского. М.: ФАИР-Пресс, 2006. 592 с.

6. Белоногов Г.Г., Гиляревский Р.С., Селет-ков С.Н., Хорошилов А.А. О путях повышения качества поиска текстовой информации в системе Интернет // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и система. 2013. № 8. С. 1—11.

7. Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносо-ва Н.П. Математическая модель формирования базовой статистической выборки для оценки уровня освоения цифровых компетенций преподавателей // Статистика и экономика. 2018. № 6 (15). С. 28.

8. Васильева Е.В. Компетентностный подход в государственной службе: какие знания и навыки выбирают госслужащие? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 120-144.

9. Сухомлин В.А., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и Ит-образование. 2017. № 2 (13). С. 146-152.

10. Денисов И.В., Корецкая И.А. Студенты сетевого поколения: латеральные профили и цифровые навыки // Информатика и образование. 2019. № 2. С. 34-41.

11. Агентство стратегических инициатив. Атлас новых профессий 2.0. М.: Московская школа управления СКОЛКОВО, 2014. URL: https://asi.ru/reports/34983/, http://atlas100.ru

12. Куликова С.В., Голкина. Г.Е., Гаврилов А.В. Методика определения наиболее востребованных направления подготовки ИТ -специалистов // Плехановский научный бюллетень. 2018. № 2 (14). С. 72-77.

13. Золотарев В.Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 90-98.

14. Frey C. B., M. A. Osborne The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. Р. 254-280.

15. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образование. 2017. № 1. С. 2733. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-1-27-33.

16. Schlemmer P., Schlemmer D., Anderson L., Aronson E., Bloom B., Chapman C., Plan I. Teaching beyond the test: Differentiated project-based learning in a standards-based age // Social studies. 2008. V. 61. pp. 63.

17. Pellicer L.O., Anderson, L.W. Teacher Leadership: A Promising Paradigm for Improving Instruction in Science and Mathematics [Электрон. ресурс] // ERIC. 2001. Режим доступа: https://eric.ed.gov/?id=ED465586 (дата обращения: 1.09.2019).

18. Днепровская Н.В. Система управления знаниями как основа смарт-обучения // Открытое образование. 2018. № 4 (22). C. 42-52.

19. Атлас сквозных технологий цифровой экономики России. М.: Росатом, 2019. URL: http://digitalrosatom.ru/proektnyj-ofis-cifrovaya-ekonomika-rf-gk-rosatom-podgotovil-pilotnuyu-versiyu-doklada-atlas-skvoznyx-texnologij-cifrovoj-ekonomiki-rossii/ (дата обращения: 01.09.2019).

20. Hype Cycle for Healthcare Providers. 2018. Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/documents/3882882 (дата обращения: 01.09.2019).

21. Hype Cycle for Education. 2018. Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/documents/3882872 (дата обращения: 01.09.2019).

22. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер Компетенция на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с.

23. Спиркин А. Г. Философия: учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2008. с. 736.

24. Славин Б. Б. Эпоха коллективного разума: о роли информации в обществе и о коммуникационной природе человека. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2014. 320 с.

25. Townsend A. M. Smart Cities: big data, civic hackers, and the quest for new utopia W.W. Norton&Company. 2013. 384 p.

26. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Пер. с англ. Всемирный банк. М: Издательство «Весь Мир», 2003. 232 с.

27. Черниговская Т. В. Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть // Проблема сознания в философии и науке. Канон-Плюс. 2008. C. 143-163.

28. Кириллов А. В. Развитие корпоративного обучения в современных условиях // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. Т. 7. № 5 (37). С. 6-15.

29. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 20.02.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 01.09.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Днепровская Н.В. Метод исследования компетенций субъектов цифровой экономики. Открытое образование. 2020;24(1):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-4-12

For citation:


Dneprovskaya N.V. The method to study the competencies of the subjects of the digital economy. Open Education. 2020;24(1):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-1-4-12

Просмотров: 1280


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)