Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. В настоящее время вопросы информатизации образования и использования информационных технологий в учебном процессе получают новое развитие. При этом качественная подготовка будущих учителей возможна только при использовании в процессе их обучения инновационных методов, отражающих современные, построенные на деятельностной основе, подходы к организации образовательного процесса, формам учебной работы, а также способам оценивания. В связи с чем целью исследования явилось нахождение одного из решений проблемы организации самостоятельной работы студентов педагогического института с применением активных и интерактивных технологий обучения внутри информационно-образовательной среды вуза, а также апробация выявленных инновационных методов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Материалы и методы. Для разрешения обозначенной проблемы авторами статьи был проведен анализ педагогической литературы, практического опыта организации обучения студентов, а также самоанализ применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», с последующим обобщением и систематизацией выявленных особенностей. Проведенное исследование дало возможность выделить три направления учебно-информационного взаимодействия в рамках организации и сопровождения самостоятельной работы студентов, а именно: облачные технологии, социальные сети и дистанционные образовательные технологии, а также выявить сильные и слабые стороны каждого из направлений. При этом определить, что наибольшим количеством преимуществ обладает применение дистанционных образовательных технологий. Анкетирование 216 студентов первых – пятых курсов Ставропольского государственного педагогического института позволило установить отношение и готовность студентов к использованию дистанционных образовательных технологий, определить конкретные методы (а именно метод проектов и кейс-метод), в дальнейшем апробированные нами в процессе подготовки бакалавров с использованием системы дистанционного обучения вуза, реализованной на базе LMS Moodle.

Результаты. Реализация метода проектов на основе использования дистанционных образовательных технологий позволила организовать комплексный процесс проектной работы студентов, способствующий проявлению у них самостоятельности в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Для реализации метода проектов были использованы и описаны возможности таких элементов LMS Moodle как: «Hot Question», «Checklist», «Форум» или «Чат», «Groupself-selection», «Семинар». Сделан вывод, что инструментов системы Moodle достаточно для обеспечения полноценной внеаудиторной работы студентов над проектом и оценки результативности такой работы. Для организации выполнения студентами кейс-заданий LMS Moodle также является удобным средством. В качестве инструмента, содержащего материалы кейса и реализующего автоматическую или полуавтоматическую проверку его решения, были раскрыты и апробированы такие элементы Moodle как: «Задание», «Лекция», «Анкета», «Форум».

Заключение. Каждое из представленных направлений реализации активных и интерактивных методов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий имеет собственные дидактические и методические преимущества. Выбор того или иного способа, либо их интеграция зависит от целей и задач, стоящих перед конкретным преподавателем.


Об авторах

В. В. Малиатаки
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Виктория Викторовна Малиатаки – к.п.н., доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. SPIN-код: 7884-4125, AuthorID: 638294

Ставрополь


К. А. Киричек
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Ксения Александровна Киричек – к.п.н., доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. SPIN-код: 4371-4938, AuthorID: 743474

Ставрополь


А. А. Вендина
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Алла Анатольевна Вендина – к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. SPIN-код: 7632-1007, AuthorID: 668599

Ставрополь


Список литературы

1. Kirichek K., Bazhenov R., Bogdanova O., Shtepa Y., Ledovskikh I. Formation of competence of using modern methods and technologies of education in bachelors of education training // INTED 2018 Proceedings, 12th International Technology, Education and Development Conference. (Valencia, Spain. 5-7 March, 2018) 2018. P. 2403-2410. DOI:10.21125/inted.2018.0457.

2. Kirichek K., Bazhenov R., Bogdanova O., Ledovskikh I., Pronin A., Samorukov A. Formation of competency for implementation of diagnostics of schoolchildren outcomes by bachelors of education // INTED 2019 Proceedings, 13th International Technology, Education and Development Conference. (Valencia, Spain. 11-13 March, 2019). 2019. P. 4029-4037. DOI: 10.21125/inted.2019.1012.

3. Вендина А.А., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС [Электрон. ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 7. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf.

4. Сэкулич Н.Б. Реализация принципа интерактивности в электронной информационно-образовательной среде // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2017. Т. 1. № 1. С. 54–59.

5. Красильников В.В., Малиатаки В.В., Тоискин В.С. Электронная информационно-образовательная среда ГБОУ ВО СГПИ в контексте реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Педагогическая наука и практика – региону. Материалы XVI региональной Научно-практической конференции ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2016. С. 147–152.

6. Жданов С.А., Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического ВУЗа // Информатика и образование. 2015. № 2 (261). С. 17–21.

7. Балан Л.А., Брайков А.В. Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс ВУЗа по очной форме обучения // Научный альманах. 2016. № 2-2 (16). С. 38–44.

8. Цветков Д.Н. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Электронные образовательные технологии – пространство неограниченных возможностей материалы I Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2017. С. 171–174.

9. Надточий С.О., Сухарукова Т.А. Использование интерактивных информационных образовательных технологий в процессе дистанционного обучения студентов ВУЗа // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2017. № 2 (21). С. 137–140.

10. Лившиц С.А., Нуруллин Т.М. Отдельные аспекты интеграции информационных и коммуникационных технологий в высшее образование // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №3. С. 88–90.

11. Артеменко В.Б. Организация сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 2. С. 489-504.

12. Кузнецов П.О., Зуева Х.А., Чистяков В.А. Метод проектов при групповом обучении с применением дистанционных образовательных технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 1 (155). С. 134–137.

13. Малиатаки В.В., Вендина А.А. Особенности реализации проектной деятельности студентов в системе дистанционного обучения Moodle // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2017. № 3 (7). С. 91–96.

14. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестакова Т.В. Педагогические условия организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С. 26–29.

15. Бороненко Т.А, Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227-243.

16. Сметкина О.М. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы решения». СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2018. С. 85–87.

17. Кондратьева И.П. Использование дистанционного обучения в процессе развития педагога как субъекта культуры создания информационных продуктов // Цифровая трансформация образования. Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции. 2018. С. 403–407.

18. Габова М.А. Образовательный веб-квест в системе дистанционного обучения Moodle // Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы. Сборник материалов. 2016. С. 172–176.

19. Sancar H. & Cagiltay, K. Effective Use of LMS: Pedagogy through the Technology. In J. Luca & E. Weippl (Eds.). Proceedings of EDMEDIA 2008 - World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications. 3927–3933 p. (Дата обращения: 28.02.2020).

20. Моглан Д.В. Методические аспекты использования сервисов ВЕБ 2.0 в процессе смешанного обучения // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 1. С. 4–12.

21. Ефремкина И.Н., Королёва А.А. Мотивационные возможности применения инфокоммуникационных и дистанционных образовательных технологий в ВУЗе: взгляд студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 32. С. 37–41.

22. Грибова Г.В. Возможности реализации требований образовательных и профессиональных стандартов средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Формирование электронной культуры в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов участников Ежегодной Международной междисциплинарной конференции. 2016. С. 52–59.

23. Welzer T. & Holbl M. Student’s feedback and communication habit using Moodle. Electro. Electri. Engg. [Электрон. ресурс]. 2010. Vol. 6(102). Режим доступа: http://www.ee.ktu.lt/journal/2010/6/16_ISSN_13921215Students%20Feedback%20and%20Communication%20Habits%20using%20Moodle.pdf (Дата обращения: 12.01.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов. Открытое образование. 2020;24(3):56-66. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66

For citation: Maliataki V.V., Kirichek K.A., Vendina A.A. Distance Learning Technologies as a Modern Resource of Implementing Active and Interactive Methods of Education for the Organization of Independent Work of Students. Open Education. 2020;24(3):56-66. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)