Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66
Аннотация
Цель исследования. В настоящее время вопросы информатизации образования и использования информационных технологий в учебном процессе получают новое развитие. При этом качественная подготовка будущих учителей возможна только при использовании в процессе их обучения инновационных методов, отражающих современные, построенные на деятельностной основе, подходы к организации образовательного процесса, формам учебной работы, а также способам оценивания. В связи с чем целью исследования явилось нахождение одного из решений проблемы организации самостоятельной работы студентов педагогического института с применением активных и интерактивных технологий обучения внутри информационно-образовательной среды вуза, а также апробация выявленных инновационных методов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материалы и методы. Для разрешения обозначенной проблемы авторами статьи был проведен анализ педагогической литературы, практического опыта организации обучения студентов, а также самоанализ применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», с последующим обобщением и систематизацией выявленных особенностей. Проведенное исследование дало возможность выделить три направления учебно-информационного взаимодействия в рамках организации и сопровождения самостоятельной работы студентов, а именно: облачные технологии, социальные сети и дистанционные образовательные технологии, а также выявить сильные и слабые стороны каждого из направлений. При этом определить, что наибольшим количеством преимуществ обладает применение дистанционных образовательных технологий. Анкетирование 216 студентов первых – пятых курсов Ставропольского государственного педагогического института позволило установить отношение и готовность студентов к использованию дистанционных образовательных технологий, определить конкретные методы (а именно метод проектов и кейс-метод), в дальнейшем апробированные нами в процессе подготовки бакалавров с использованием системы дистанционного обучения вуза, реализованной на базе LMS Moodle.
Результаты. Реализация метода проектов на основе использования дистанционных образовательных технологий позволила организовать комплексный процесс проектной работы студентов, способствующий проявлению у них самостоятельности в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Для реализации метода проектов были использованы и описаны возможности таких элементов LMS Moodle как: «Hot Question», «Checklist», «Форум» или «Чат», «Groupself-selection», «Семинар». Сделан вывод, что инструментов системы Moodle достаточно для обеспечения полноценной внеаудиторной работы студентов над проектом и оценки результативности такой работы. Для организации выполнения студентами кейс-заданий LMS Moodle также является удобным средством. В качестве инструмента, содержащего материалы кейса и реализующего автоматическую или полуавтоматическую проверку его решения, были раскрыты и апробированы такие элементы Moodle как: «Задание», «Лекция», «Анкета», «Форум».
Заключение. Каждое из представленных направлений реализации активных и интерактивных методов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий имеет собственные дидактические и методические преимущества. Выбор того или иного способа, либо их интеграция зависит от целей и задач, стоящих перед конкретным преподавателем.
Об авторах
В. В. МалиатакиРоссия
Виктория Викторовна Малиатаки – к.п.н., доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. SPIN-код: 7884-4125, AuthorID: 638294
СтавропольК. А. Киричек
Россия
Ксения Александровна Киричек – к.п.н., доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. SPIN-код: 4371-4938, AuthorID: 743474
СтавропольА. А. Вендина
Россия
Алла Анатольевна Вендина – к.ф.-м.н., доцент, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. SPIN-код: 7632-1007, AuthorID: 668599
СтавропольСписок литературы
1. Kirichek K., Bazhenov R., Bogdanova O., Shtepa Y., Ledovskikh I. Formation of competence of using modern methods and technologies of education in bachelors of education training // INTED 2018 Proceedings, 12th International Technology, Education and Development Conference. (Valencia, Spain. 5-7 March, 2018) 2018. P. 2403-2410. DOI:10.21125/inted.2018.0457.
2. Kirichek K., Bazhenov R., Bogdanova O., Ledovskikh I., Pronin A., Samorukov A. Formation of competency for implementation of diagnostics of schoolchildren outcomes by bachelors of education // INTED 2019 Proceedings, 13th International Technology, Education and Development Conference. (Valencia, Spain. 11-13 March, 2019). 2019. P. 4029-4037. DOI: 10.21125/inted.2019.1012.
3. Вендина А.А., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС [Электрон. ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 7. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf.
4. Сэкулич Н.Б. Реализация принципа интерактивности в электронной информационно-образовательной среде // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2017. Т. 1. № 1. С. 54–59.
5. Красильников В.В., Малиатаки В.В., Тоискин В.С. Электронная информационно-образовательная среда ГБОУ ВО СГПИ в контексте реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Педагогическая наука и практика – региону. Материалы XVI региональной Научно-практической конференции ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2016. С. 147–152.
6. Жданов С.А., Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического ВУЗа // Информатика и образование. 2015. № 2 (261). С. 17–21.
7. Балан Л.А., Брайков А.В. Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс ВУЗа по очной форме обучения // Научный альманах. 2016. № 2-2 (16). С. 38–44.
8. Цветков Д.Н. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Электронные образовательные технологии – пространство неограниченных возможностей материалы I Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2017. С. 171–174.
9. Надточий С.О., Сухарукова Т.А. Использование интерактивных информационных образовательных технологий в процессе дистанционного обучения студентов ВУЗа // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2017. № 2 (21). С. 137–140.
10. Лившиц С.А., Нуруллин Т.М. Отдельные аспекты интеграции информационных и коммуникационных технологий в высшее образование // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №3. С. 88–90.
11. Артеменко В.Б. Организация сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 2. С. 489-504.
12. Кузнецов П.О., Зуева Х.А., Чистяков В.А. Метод проектов при групповом обучении с применением дистанционных образовательных технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 1 (155). С. 134–137.
13. Малиатаки В.В., Вендина А.А. Особенности реализации проектной деятельности студентов в системе дистанционного обучения Moodle // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2017. № 3 (7). С. 91–96.
14. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестакова Т.В. Педагогические условия организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С. 26–29.
15. Бороненко Т.А, Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227-243.
16. Сметкина О.М. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы решения». СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2018. С. 85–87.
17. Кондратьева И.П. Использование дистанционного обучения в процессе развития педагога как субъекта культуры создания информационных продуктов // Цифровая трансформация образования. Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции. 2018. С. 403–407.
18. Габова М.А. Образовательный веб-квест в системе дистанционного обучения Moodle // Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы. Сборник материалов. 2016. С. 172–176.
19. Sancar H. & Cagiltay, K. Effective Use of LMS: Pedagogy through the Technology. In J. Luca & E. Weippl (Eds.). Proceedings of EDMEDIA 2008 - World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications. 3927–3933 p. (Дата обращения: 28.02.2020).
20. Моглан Д.В. Методические аспекты использования сервисов ВЕБ 2.0 в процессе смешанного обучения // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 1. С. 4–12.
21. Ефремкина И.Н., Королёва А.А. Мотивационные возможности применения инфокоммуникационных и дистанционных образовательных технологий в ВУЗе: взгляд студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 32. С. 37–41.
22. Грибова Г.В. Возможности реализации требований образовательных и профессиональных стандартов средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Формирование электронной культуры в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов участников Ежегодной Международной междисциплинарной конференции. 2016. С. 52–59.
23. Welzer T. & Holbl M. Student’s feedback and communication habit using Moodle. Electro. Electri. Engg. [Электрон. ресурс]. 2010. Vol. 6(102). Режим доступа: http://www.ee.ktu.lt/journal/2010/6/16_ISSN_13921215Students%20Feedback%20and%20Communication%20Habits%20using%20Moodle.pdf (Дата обращения: 12.01.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов. Открытое образование. 2020;24(3):56-66. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66
For citation:
Maliataki V.V., Kirichek K.A., Vendina A.A. Distance Learning Technologies as a Modern Resource of Implementing Active and Interactive Methods of Education for the Organization of Independent Work of Students. Open Education. 2020;24(3):56-66. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-56-66