Исследование эффективности применения электронных образовательных ресурсов инструментами веб-аналитики (на примере ведомственного вуза МЧС России)


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-4-11

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Целью работы является исследование эффективности применения электронных образовательных ресурсов и их востребованности у обучаемых. Доступность цифровых технологий и готовность обучаемых и преподавателей к обучению в электронной образовательной среде обеспечивает активное развитие данной формы организации учебного процесса. Для оценки эффективности и востребованности электронных образовательных ресурсов необходимы данные о параметрах эксплуатации и работы пользователей с учебным материалом.

Материалы и методы. Для получения данных о параметрах эксплуатации и работы пользователей в электронной образовательной среде предложено использовать многоуровневую автоматизированную систему обучения, контроля и анализа теоретических знаний – программу FireTest, которая предназначена для организации и реализации обучения по образовательным программам высшего образования специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, 40.05.03 Судебная экспертиза, направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность и образовательной программе среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность. Программа FireTest размещена в сети Интернет и позволяет проводить самостоятельное тестирование по специальностям, дисциплинам, темам дисциплин, а также осуществлять самоконтроль и контроль знаний со стороны преподавателей в режиме онлайн. В качестве инструмента оценки эффективности и востребованности программы FireTest предложено использовать сервис веб-аналитики – ЯндексМетрика. Для мониторинга программы FireTest отобраны ключевые параметры, характеризующие контингент пользователей и их активность работы в электронной образовательной среде, к которым относятся демографические параметры, параметры активности и лояльности обучаемых и параметры технологии.

Результаты. По результатам мониторинга демографических параметров, которые включали возраст аудитории в течении исследуемого периода, составляющего 1 месяц, в программу FireTest совершалось в среднем 27 визитов преподавателей и 15 визитов обучаемых. Посетители из числа обучаемых составляли 87%, из числа профессорско-преподавательского состава – 13%. Мониторинг активности пользователей по времени нахождения в программе FireTest показал, что обучаемые в среднем проводили на сайте 8 мин 57 сек, а преподаватели – 10 мин 32 сек. Наибольшее количество визитов обучаемых совершалось в течении занятий с 8-00 до 14-00 (55%), в период вне учебных занятий и самоподготовки с 17-00 до 22-00 (23%) наблюдалось равномерное обращение обучаемых к программе FireTest. Согласно мониторингу параметра лояльности, за исследуемый период 12% пользователей обращались к сайту всего 1 раз, наибольшее количество пользователей (48%) работали в программе FireTest от 16 до 127 раз, более 128 раз обращались к сайту 13% пользователей. Мониторинг параметра технологии показал, что в качестве основного устройства для работы в программе FireTest применяются смартфоны, доля которых составляет 88,2%. В качестве основных операционных систем, применяемых на смартфонах, служат iOS (51%) и Google Android (37%), а к числу наиболее популярных браузеров относятся Mobile Safari (44%).

Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности и востребованности у обучаемых Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России электронной образовательной среды, реализованной в программе FireTest, что подтверждается параметрами их лояльности и активности при дистанционной работе с учебным материалом.


Об авторе

В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Россия

Владислав Васильевич Булгаков

Иваново



Список литературы

1. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России [Электрон. ресурс] // Исследовательская компания «GfK Group». Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/pressrelease/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-vrossii/. (Дата обращения: 09.04.2020).

2. Краснова Г.А., Нухулы А., Тесленко В.А. Основные тенденции развития рынка электронного образования в мире // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 3 (41). С. 93–98.

3. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Белоглазова И.А., Трубачеев Е.В., Мальцев О.Л., Клецкин А.А., Печерский Д.К., Блохин М.Р. Использование технологий M-learning в высшем образовании: проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 4. С. 432–442.

4. Жилина А.И., Чепуренко Г.П., Юрьева Д.В. Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 2. С. 132–146.

5. Касаткина Н. Н. Исследование готовности студентов вузов к мобильному обучению // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 133–138.

6. Мотовиц Т.Г., Пенькова А.С., Прохорова Е.Д. Современные тенденции развития системы образования // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 45–47.

7. Al-Emran M., Elsherif H.M., Shaalan K. Investigating attitudes towards the use of mobile learning in higher education // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 56. P. 93–102. DOI:10.1016/j.chb.2015.11.033.

8. Navarro C. X., Molina A. I., Redondo M. A., Juárez-Ramírez R. Framework to Evaluate M-Learning Systems: A Technological and Pedagogical Approach // Revista Iberoamericana de Tecnologias Del Aprendizaje, 2016. Vol. 11 (1). P. 33–40. DOI: 10.1109/RITA.2016.2518459.

9. Ngampornchai A., Adams J. Students’ acceptance and readiness for E-learning in Northeastern Thailand // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. Vol. 13 (1). DOI: 10.1186/s41239-016-0034-x.

10. Shorfuzzaman M., & Alhussein M. Modeling Learners’ Readiness to Adopt Mobile Learning: A Perspective from a GCC Higher Education Institution // Mobile Information Systems. 2016. DOI: 10.1155/2016/6982824.

11. Лученецкая-Бурдина И.Ю., Федотова А.А. Контроль знаний студентов в системе электронного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 131–135.

12. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 114–124.

13. Белоус И. А., Чупалов А. Я. Сравнительный анализ современных систем дистанционного обучения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 3 (49). С. 85–95.

14. Ковальчук С.С., Гаркуша Н.А., Медянкина Е.Н., Мухина Ю.Н. Онлайн-обучение: из опыта зарубежных и Российских вузов // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 31–37.

15. Жадаев Д.С. Системы дистанционного обучения: обзор программных платформ // Информатизация образования и науки. 2019. № 3 (43). С. 15–21.

16. Шаверская О.Н. Использование приложений Google в работе учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 4. С. 44–49.

17. Камалидинова Э.Р., Сардак Л.В. Особенности подготовки электронных образовательных ресурсов для использования при реализации мобильного обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 53–59.

18. Анохин А.А. Развитие электронных информационных ресурсов библиотеки учреждения высшего образования в оценке их востребованности пользователями // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. 2017. № 1 (27). С. 146–155.

19. Кудинова Г.Ф., Капишева Т.Ю., Попова Е.В., Курбангалеева Г.М. Мониторинг русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 102–113.

20. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4 (36). С. 127–134.

21. Савкина А.В., Нуштаева А.В., Савинов И.А., Вечканова Ю. С. Статистические исследования качества электронных образовательных ресурсов // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22. № 3. С. 81–93.

22. Канн С.К. Методологические подходы к оценке посещаемости библиотечных сайтов // Труды ГПНТБ СО РАН. 2018. № 13-2. С. 252–263.

23. Шевченко Д.А. Цифровой маркетинг в сфере образования // Практический маркетинг. 2018. № 1 (251). С. 3–11.

24. Никитина Е.Э. Анализ вузовского сайта как элемента цифрового образования: поиск путей совершенствования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 3. С. 103–109.

25. Малый И.А., Булгаков В.В., Акимов М.И., Костерин И. В. Многоуровневая автоматизированная система обучения, контроля и анализа уровня теоретических знаний обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования системы МЧС России» (FIRETEST) // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2017613078, 10.03.2017. Заявка № 2017610210 от 10.01.2017.

26. Булгаков В.В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 5. С. 44–53.

27. Булгаков В.В. Структурно-методическая модель компьютерной программы контроля теоретических знаний курсантов // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 4–13.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Булгаков В.В. Исследование эффективности применения электронных образовательных ресурсов инструментами веб-аналитики (на примере ведомственного вуза МЧС России). Открытое образование. 2020;24(3):4-11. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-4-11

For citation: Bulgakov V.V. A study of the effectiveness to use electronic educational resources with web analytics tools (on the example of a departmental University of the Ministry of Emergency Situations of Russia). Open Education. 2020;24(3):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-4-11

Просмотров: 34

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)