Стандартизация доступности веб-контента


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-12-23

Полный текст:


Аннотация

 

Цель исследования: обзор международных и государственных стандартов доступности веб-ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для формирования рекомендаций к использованию существующих стандартов при разработке отраслевых регламентов, в том числе в сфере электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Результаты последних исследований указывают на низкую доступность русскоязычных массовых открытых онлайн-курсов для лиц с ОВЗ. Изучение содержания и механизмов реализации существующих стандартов веб-доступности может быть полезно для поиска эффективных решений обеспечения доступа обучающихся с особыми потребностями к образовательным услугам, которые предоставляются онлайн.

Материал и методы. В качестве базиса для обзора использовался перечень политик доступности, размещенный на официальном сайте инициативы веб-доступности (англ. Web Accessibility Inintiative, WAI). Изучены оригинальные версии международных и государственных стандартов, сопряженных с политиками веб-доступности. В ходе исследования обнаружены актуальные обновления и дополнительные документы, которые также включены в обзор. Для анализа стандартов Российской Федерации использованы материалы ресурсов Росстандарт и Техэксперт.

Результаты. Исследованы положения международного стандарта в области веб-доступности – руководства по обеспечению доступности веб-контента (англ. Web Content Accessibility Guidelines, WCAG). Установлено, что практически все зарубежные государственные стандарты идентичны одной из последних версий WCAG или представляют собой адаптированную версию WCAG, что обосновывает необходимость следовать руководящим принципам WCAG при разработке новых политик и стандартов доступности. В ходе сравнительного анализа национального стандарта ГОСТ Р 52872-2019 и руководства WCAG 2.1 обнаружена полная идентичность требований. При этом, ГОСТ Р 52872-2019 распространяет свои требования на любую информацию, представленную в электронно-цифровой форме, для взаимодействия с которой используются веб-технологии или им подобные. В действующих национальных стандартах Российской Федерации в области электронного обучения не обнаружены требования, регламентирующие доступность образовательных ресурсов для лиц с ОВЗ.

Заключение. При разработке отраслевых стандартов в области информационно-коммуникационных технологий необходимо опираться на актуальный международный стандарт доступности WCAG 2.1. Национальный стандарт ГОСТ Р 52872-2019 может быть рекомендован к использованию в качестве базиса для модификации отраслевых стандартов, в том числе в сфере электронного обучения, в части веб-доступности.

 

Об авторе

Е. А. Косова
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Россия

Екатерина Алексеевна Косова – к.п.н., доцент, доцент кафедры прикладной математики. РИНЦ Author Id: 731338

Симферополь



Список литературы

1. Конвенция о правах инвалидов. [Электрон. ресурс]. 2006. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (08.05.2020)

2. Status of treaties. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV15&chapter=4 (Дата обращения: 08.05.2020)

3. Web Accessibility Laws & Policies [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://www.w3.org/WAI/policies/ (Дата обращения: 08.05.2020)

4. Introduction to Web Accessibility [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.w3.org/WAI/fundamentals/accessibilityintro/#what (Дата обращения:08.05.2020)

5. Carter J., Markel M. Web Accessibility for People with Disabilities: An Introduction for Web Developers // IEEE Transactions on Professional Communication. 2001. Vol. 44. No 4. P. 225–233.

6. Burgstahler Sh. Real Connections: Making Distance Learning Accessible to Everyone. [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: http://www.washington.edu/doit/Brochures/Technology/ distance.learn.html (Дата обращения 08.05.2020)

7. Luján Mora S. Web Accessibility among the Countries of the European Union: A Comparative Study // Actual Problems of Computer Science. 2013. No 1 (3). P. 18–27.

8. Acosta T., Acosta-Vargas P., SalvadorUllauri L., Luján-Mora S. Method for Accessibility Assessment of Online Content Editors // A. Rocha, T. Guarda (eds) Proceedings of the International Conference on Information Technology & Systems (ICITS 2018). (January 10–12, Libertad City, Ecuador). 2018. P. 538–551.

9. Wentz B., Jaeger P. T., Lazar J. Retrofitting Accessibility: The Legal Inequality of After-the-Fact Online Access for Persons with Disabilities in the United States [Электрон. ресурс] // First Monday. 2011. Vol. 16. No 11. Режим доступа: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/3666/3077 (Дата обращения: 08.05.2020).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. №1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420344463 (Дата обращения: 08.05.2020).

11. Qingdao Declaration. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000233352.2015. (Дата обращения: 08.05.2020).

12. The COVID-19 pandemic has changed education forever. This is how [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-globalcovid19-online-digital-learning/ ( Дата обращения: 08.05.2020).

13. Al-Mouh N., Al-Khalifa A., Al-Khalifa H., Miesenberger K. et al. (eds). A First Look into MOOCs Accessibility: The Case of Coursera // Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science. 2014. Vol. 8547. P. 145–152.

14. Ramírez-Vega, A., Iniesto, F., Rodrigo, C. Raising Awareness of the Accessibility Challenges in Mathematics MOOCs // TEEM 2017 Proceedings of the 5th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality, ACM. [Электрон. ресурс]. New York, USA. 2017. Article No. 92. Режим доступа: http://oro.open.ac.uk/id/eprint/50954 (Дата обращения: 08.05.2020).

15. Шутова А.С. Открытое образование для людей с ограниченными возможностями здоровья: задачи дизайна // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2018. № 1. C. 85–91.

16. Косова Е.А., Халилова М.Ю. Анализ веб-доступности массовых открытых онлайн-курсов по математическим дисциплинам // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 157–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10157-166 (Дата обращения: 08.05.2020).

17. Косова Е.А., Изетова М.Ю. Доступность массовых открытых онлайн курсов по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы образования. 2020. №1. С. 205–229. DOI: 10.17323/1814-95452020-1-205-229. (Дата обращения: 08.05.2020).

18. Sanchez-Gordon, S., Luján-Mora, S. Implementing Accessibility in Massive Open Online Courses’ Platforms for Teaching, Learning and Collaborating at Large Scale. In Andreas Meier, Luis Terán (Eds.), eDemocracy & eGovernment: Stages of a Democratic Knowledge Society: Springer, 2019. P. 151–160. ISBN: 978-3-030-17584-9.

19. Bohnsack M., Puhl S., Miesenberger K. et al. (eds) Accessibility of MOOCs // Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science. 2014. Vol. 8547. P. 141–144.

20. Martın J.L., Amado-Salvatierra H.R., Hilera J.R. MOOCs for All: Evaluating the Accessibility of Top MOOC Platforms // International Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 32. No 5–B. P. 2374–2383.

21. Iniesto F., Rodrigo C. Accessibility Assessment of MOOC Platforms in Spanish: UNED COMA, COLMENIA and MiriadaX // Proceedings of the IEEE International Symposium on Computers in Education (Logrono, Spain, November, 12–14, 2014). 2014. P. 169–172.

22. Ferati M., Mripa N., Bunjaku R. Accessibility of MOOCs for Blind People in Developing NonEnglish Speaking Countries // Proceedings of the 8th International Conference Applied Human Factors and Ergonomics (AHFE) (Orlando, July 27–31, 2016). 2016. P. 519–528.

23. Akgül Y. Accessibility Evaluation of MOOCs Websites of Turkey // Journal of Life Economics. 2018. No 5. P. 23–36

24. W3C. Liaisons. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.w3.org/2001/11/StdLiaison/. 2020. (Дата обращения: 17.04.2020)

25. Essential Components of Web Accessibility. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.w3.org/WAI/fundamentals/components/. 2020. (Дата обращения: 08.05.2020)

26. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG20/. 2008. (Дата обращения: 08.05.2020)

27. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG21/. 2018. (Дата обращения: 08.05.2020)

28. The e-Accessibility Action Plan. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/77984/eAccessibility-Action-Plan_June2011.pdf. 2011. (Дата обращения: 08.05.2020)

29. Disability Discrimination Act №135. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.legislation.gov.au/Details/C2016C00763. 1992. (Дата обращения 08.05.2020)

30. Directive (EU) 2016/2102 of the European Parliament and of the Council of 26 October 2016 on the accessibility of the websites and mobile applications of public sector bodies. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2016/2102/oj. (Дата обращения 08.05.2020)

31. Law on the Protection of Persons with Disabilities. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cdpf.org.cn/english/Resources/lawsregulations/201603/t20160303_542879.shtml. 1990. ( Дата обращения:08.05.2020)

32. Rehabilitation Act of 1973. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://legcounsel.house.gov/Comps/Rehabilitation%20Act%20Of%201973.pdf. (Дата обращения: 08.05.2020)

33. Basic Act on the Formation of an Advanced Information and Telecommunications Network Society. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://japan.kantei.go.jp/it/it_basiclaw/it_basiclaw.html. 2000. ( Дата обращения: 08.05.2020)

34. Конституция Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.028310873908420575#02738691860245779. 1993. (Дата обращения: 08.05.2020)

35. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция на 01.03.2020). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 08.05.2020)

36. Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения: 08.05.2020)

37. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102383642&backlink=1&&nd=102544638 (Дата обращения: 08.05.2020).

38. Паспорт Национального проекта «Образование». [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf. (Дата обращения: 08.05.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Косова Е.А. Стандартизация доступности веб-контента. Открытое образование. 2020;24(3):12-23. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-12-23

For citation: Kosova E.A. Standardization of Web Content Accessibility. Open Education. 2020;24(3):12-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-12-23

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)