Вопросы проектирования эффективных образовательных программ по направлению «Прикладная информатика» в условиях инновационного развития
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-13-21
Аннотация
Постоянно растущие потребности в специалистах цифровой ИТ-индустрии выдвигают на первый план задачу разработки эффективных образовательных программ, обеспечивающих высокий квалификационный уровень подготовки выпускников. От того, насколько более детально будут продуманы, спроектированы и реализованы все компоненты образовательной деятельности вуза, будет зависеть и результат такой деятельности – выпуск высококвалифицированных специалистов. Поэтому вузам при разработке и актуализации образовательных программ предстоит провести уточнение состава профессиональных компетенций, которые должны удовлетворять как потребностям эффективного исполнения обобщенных трудовых функций и трудовых функций, зафиксированных в профессиональных стандартах, так и многим образовательным параметрам, зафиксированным в нормативной базе российского высшего образования.
Целью настоящего исследования является разработка инновационных образовательных программ на этапе цифровой трансформации высшего образования и перехода к практико-ориентированной проектной подготовке выпускников вузов по ИТ-направлениям. В задачи исследования входят следующие этапы:
1. Разработка концептуальной модели интеллектуальной интегрированной образовательной среды на основе сопряжения онтологий профессиональных и образовательных стандартов.
2. Систематизация и организация элементов цифрового репозитория и на его основе разработка алгоритмов генерации учебно-методического и организационно-распорядительного контента интеллектуальной интегрированной образовательной среды.
3. Апробация методики генерации контента интеллектуальной интегрированной образовательной среды.
Такая задача может быть достигнута лишь на основе интеграции всех компонентов образовательного процесса в единое информационно-образовательное пространство. Решение такой задачи видится в разработке методов и инструментальных средств генерации учебно-методического и организационно-распорядительного контента на основе цифрового репозитория электронной обучающей системы посредством технологий управления знаниями, обеспечивающих адаптивность образовательного процесса с применением онтологического подхода. Такая работа в настоящее время проводится и в РЭУ им. Г.В. Плеханова, в том числе и по ИКТ – направлениям. Проведенный анализ видов профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры в части требований ФГОС ВО по направлению «Прикладная информатика» показал, что эти требования с различной степенью полноты соответствуют ряду профессиональных стандартов в области ИТ-индустрии.
В результате проведенного анализа факторов повышения качества образовательного процесса намечены пути совершенствования подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика» в контексте сопряжения онтологий профессиональных и образовательных стандартов. Также в статье приводятся подходы к разработке примерной основной образовательной программы по указанному направлению и раскрывается методика её инжиниринга, базирующаяся на взаимодействии и композиции элементов интегрированного информационно-образовательного пространства и, на его основе, семантическом моделировании и автоматической генерации образовательного и организационно-управленческого контента.
Таким образом, предложенная методика будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и отвечать мировым трендам развития науки данной области знаний что позволит вывести подготовку высококвалифицированных специалистов ИТ-индустрии на качественно новый уровень.
Об авторах
Ю. Ф. ТельновРоссия
Юрий Филиппович Тельнов - д.э.н., зав. кафедрой Прикладной информатики и информационной безопасности
Москва
М. С. Гаспариан
Россия
Михаил Самуилович Гаспариан - к.э.н., доцент кафедры Прикладной информатики и информационной безопасности
Москва
М. А. Филюк
Россия
Мария Алексеевна Филюк - м.н.с. Института цифровой экономики и информационных технологий
Москва
Список литературы
1. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Наука в педагогическом университете: Вопросы методологии, теории и практики. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000.
2. Дмитриевская Н.А. Методологические подходы к проектированию моделей компетенций в терминах целей обучения // Журнал «Труд и социальные отношения». 2010. № 12(78).
3. Дмитриевская Н.А. Модульный подход к формированию содержания компетентностно-ориентированного обучения // Экономика, статистика и Информатика. Вестник УМО. 2010. № 4.
4. Баяндин Н.И., Куликова С.В., Т.Н. Воронкова, Г.Е. Голкина. Разработка компетенций ИТ-специалистов для цифровой экономики с учетом мирового опыта // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2017. № 4. С. 192–195.
5. Куликова С.В. Компетентностный подход в подготовке ИКТ-специалистов // Материалы ежегодной научно-практической конференции памяти Дага Хаммаршельда. 2016. Т. 2. С. 307–312.
6. Диго С.М., Долгов В.В., Дорошина И.В., Ивлиев М.К. Опыт практико-ориентированного обучения студентов технологиям и программам фирмы «1С» // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования. Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции. Часть 1. 2016. С. 24–26.
7. Коняшина Г.Б. Роль профессиональных стандартов в разработке образовательных стандартов // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования. Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции. Часть 1. 2016. С. 66–69.
8. Гаврилов А.В. Использование современных CASE-средств структурного проектирования при обучении студентов по направлению подготовки «прикладная информатика» // Открытое образование. 2015. № 4 (111). С. 22–27.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 № 922, зарегистрированный в Министерстве Юстиции Российской федерации 12.10.2017 г., регистрационный № 48531.
10. Профессиональный стандарт специалиста по информационным системам, утвержденный Приказом Минтруда России №896н от 18.11.2014.
11. Профессиональный стандарт системного аналитика, утвержденный Приказом Минтруда России №809н от 28.10.2014.
12. Профессиональный стандарт программиста, утвержденный приказом Минтруда России № 679н от 18.11.2013.
13. Профессиональный стандарт руководителя проектов в области информационных технологий, утвержденный приказом Минтруда России № 893н от 18.11.2014.
14. Профессиональный стандарт руководителя разработки программного обеспечения, утвержденный приказом Минтруда России № 645н от 17.09.2014.
15. Профессиональный стандарт специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, утвержденный приказом Минтруда России № 121н от 04.03.2014.
16. Зиндер Е.З. Основания генезиса фундаментальных свойств и базовых требований к информационно-образовательным пространствам // Открытое образование. 2015. № 2.
17. Зиндер Е.З. Базовые требования к информационно-образовательным пространствам, основанные на их фундаментальных свойствах // Открытое образование. 2015. № 3.
18. Шибут М. С. Концептуальное моделирование предметной области в системе информационного обеспечения процесса обучения // Интеллектуальный анализ информации (ИАИ- 2010). Сборник докладов 10-й Международной научной конференции. Киев: Просвгга, 2010. С. 276–283.
19. Благов Е.Ю., Лещева И.А., Щербан С.А. Онтологический подход в практике образовательной деятельности: формирование траекторий индивидуального профессионального развития студентов // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 5. С. 26–39.
20. Балашова, И. Ю. Онтологические модели в системе информатизации образования // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 3 (15). С. 120–127.
21. Gruber T.R. Translation Approach to Portable Ontologies // Knowledge Acquisition. 1993.№ 5 (2).
22. Тарасов В.Б. Инжиниринг предприятий и организационные онтологии // Сборник научных трудов 18-й научной конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями». М.: МЭСИ. 2015.
23. Трембач В.М. Инжиниринг интеллектуальных обучающих систем вуза // Статистика и экономика. 2016. № 4.
24. Тельнов Ю.Ф. Принципы и методы семантического структурирования информационно-образовательного пространства на основе реализации онтологического подхода // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 1.
25. Ларичев О.И., Нарыжный Е.В., Кузнецова В.П., Брук Э.И. Новые возможности компьютерного обучения // Вестник Российской Академии Наук. 1999. Т. 69. № 2. С.106–111.
Рецензия
Для цитирования:
Тельнов Ю.Ф., Гаспариан М.С., Филюк М.А. Вопросы проектирования эффективных образовательных программ по направлению «Прикладная информатика» в условиях инновационного развития. Открытое образование. 2020;24(4):13-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-13-21
For citation:
Telnov Yu.F., Gasparian M.S., Filyuk M.A. Issues of Designing Effective Educational Programs in the Field of “Applied Informatics” in the Conditions of Innovative Development. Open Education. 2020;24(4):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-13-21