Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Содействие проекта «Антиплагиат.РГБ» повышению уровня российского образования и науки

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-41-46

Аннотация

В настоящее время проблема плагиата довольно ощутимо затрагивает научную и образовательную сферы, поэтому специалистами РГБ регулярно проводятся исследования в этой области, и по результатам готовится к публикации серия статей.
Цель: В данной статье освещаются ключевые вопросы, связанные с использованием цифровой коллекции диссертаций и авторефератов РГБ и системы «Антиплагиат.РГБ» с целью экспертной проверки и обнаружения некорректных заимствований в научных трудах. Обосновывается необходимость расширения сферы проверок за счет привлечения более широкого круга исследований научных и образовательных организаций.
Материалы и методы: На материале результатов проведенных в Российской государственной библиотеке проверок научных текстов на предмет наличия заимствований и обзора иноязычных публикаций по данной тематике, статья предлагает систематизацию общих типов выявляемых совпадений, анализирует причины их появления в академических трудах и представляет прогноз развития российского образования и науки в свете борьбы с плагиатом и привлечения внимания научного сообщества к этой проблеме, а также создания атмосферы нетерпимости к этому явлению.
Результаты: Авторы приводят данные, касающиеся развития цифровой диссертационной базы РГБ; характеризуют услугу, предлагающую научным и образовательным учреждениям страны проведение независимой и объективной экспертизы публикуемых документов; обосновывают уникальность такого рода предложения как возможностью сопоставления с единственной в своем роде базой данных, так и наличием научно обоснованной методики проверки.
Заключение: Необходимость независимой и объективной оценки некорректных заимствований в диссертациях и научных публикациях признается академическим сообществом уже давно. Вместе с тем, единого представления о том, кто и на каких основаниях будет осуществлять эту процедуру, пока не выработано. Российская государственная библиотека, с ее богатейшим собранием научных текстов как на русском, так и на иностранных языках, вправе занимать лидирующую позицию в этом процессе, а ее экспертные заключения смогли бы стать частью регуляционного механизма соблюдения норм академической этики.

Об авторах

Н. В. Авдеева
Российская государственная библиотека
Россия

Нина Владимировна Авдеева - начальник Управления функционирования и
мониторинга клиентского сервиса (УФКС)

Москва



И. В. Сусь
Российская государственная библиотека
Россия

Ирина Валерьевна Сусь - кандидат технических наук, доцент, заведующий сектором исследования документов отдела перспективного развития УФКС

Москва



Список литературы

1. Nancy Snyder Gibson and Christina ChesterFangman. The librarian’s role in combating plagiarism// Reference Services Review. [Электронный ресурс] 2011. Vol. 39 No. 1, pp. 132– 150. https://doi.org/10.1108/00907321111108169 (дата обращения: 27.07.2020).

2. Upmeier A. Plagiarism: a challenge for libraries? [Электронный ресурс]: Goethe Institute. URL: https://www.goethe.de/en/kul/bib/20365656.html (дата обращения: 27.07.2020).

3. Груздев И.А., Лавренова О.А., Перли Б.С. Электронная библиотека РГБ – составная часть РГБ. // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: сб. докладов 3-й Всероссийской конференции RCDL 2001 (Петрозаводск, 11–13 сент. 2001 г.). Петрозаводск, 2001. С. 232–236.

4. Авдеева Н.В., Сусь И.В. Особенности экспертной оценки оригинальности диссертационных работ // Румянцевские чтения – 2019. Ч.1.: материалы междунар. науч-практ. конф. Российской гос. б-ки (23–24 апр. 2019). Москва: Пашков дом, 2019. С. 5–10.

5. Авдеева Н.В. Обнаружение заимствований в научных документах на опыте Российской государственной библиотеки. / Н.В. Авдеева, Т.А. Блинова, И.А. Груздев, В.М. Ледовская, Г.А. Лобанова, И.В. Сусь // Электронные библиотеки. 2017. Т. 20. № 5. С. 285–297.

6. Research Ethics: Decoding Plagiarism and Attribution in Research. Researcher Insights into the Types of Plagiarism and Attribution Issues. [Электронный ресурс] / Survey summary. iThechnicate Professional Plagiarism Prevention. URL: https://www.ithenticate.com/hs-fs/hub/92785/file-318578964-pdf/docs/ithenticate-decodingsurvey-summary-092413.pdf (дата обращения: 27.07.2020).

7. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Этический кодекс вуза как основа корпоративной культуры технического университета. Типовая модель // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 104–119.

8. Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 (ред. от 01.10.2018) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308350&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4756770681392344#004283038610687684 (дата обращения: 27.07.2020).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 326 г. «Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней» (ред. 27.11.2017 № 1147). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71837622/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1021 (дата обращения 27.07.2020).

10. Филиппов В. Количество кандидатских и докторских диссертаций сократилось в РФ почти вдвое за пять лет. [Электронный ресурс]: ТАСС. 12 января 2018. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/4868705 (дата обращения: 27.07.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Авдеева Н.В., Сусь И.В. Содействие проекта «Антиплагиат.РГБ» повышению уровня российского образования и науки. Открытое образование. 2020;24(4):41-46. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-41-46

For citation:


Avdeeva N.V., Sus I.V. Promotion of Project «Antiplagiat.RSL» for Raising the Level of Russian Education and Science. Open Education. 2020;24(4):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-41-46

Просмотров: 532


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)