Курс по организации доступного образовательного веб-контента: анализ результатов онлайн-обучения


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-29-40

Полный текст:


Аннотация

  

Цель исследования: анализ результатов обучения вольных слушателей на первом в Российской Федерации онлайн-курсе по разработке доступного образовательного веб-контента. Анализ проблем онлайн-образования показывает, что открытые онлайн-курсы малодоступны для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), платформы онлайн-образования часто не соответствуют принципам доступности, преподаватели не имеют опыта обучения методам использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в электронном обучении (ЭО) лиц с ОВЗ, веб-разработчики мало знакомы с руководящими принципами и политиками веб-доступности. Таким образом, разработка учебных программ и курсов по основам веб-доступности и универсального дизайна для специалистов, реализующих ЭО с использованием ДОТ, относится к актуальным дидактическим задачам.

Материалы и методы. Проанализированы результаты обучения на бесплатном курсе «Веб-доступность в электронном обучении» (платформа Stepik) с 10 февраля по 11 ноября 2020 года (491 слушатель). Для анализа использованы статистические данные, предоставленные Stepik: дата записи слушателя на курс; корректность выполнения заданий и содержание ответов слушателей; результаты успеваемости каждого слушателя по шагам, модулям и итоговому тестированию; количество просмотров, верных и неверных решений для каждого шага; индексы сложности и дискриминативности (различительной способности) заданий для каждого шага. Обработка данных (сортировка, фильтрация и группировка по признакам, расчет коэффициентов взвешивания и средних величин) и графическое представление результатов выполнены в программе Microsoft Excel®. Анализ результатов входного опроса курса выполнен в программе IBM SPSS Statistics 23 методами описательной статистики (построение таблиц частот и сопряженности)

Результаты. Анализ данных записи на курс показал слабую активность пользователей. Успешно завершили обучение 212 (43,2%) записавшихся на курс. Большинство слушателей пропускали факультативные виды работ. При этом, в среднем, пользователи успешно справились с промежуточным и итоговым тестированием. Средние индексы трудности (0,51 ± 0,18) и дискриминативности (0,35 ± 0,17) тестов свидетельствуют о том, что тестовые задания обладают умеренным уровнем сложности. Сравнительный анализ дискриминативности разных типов тестов показал, что кейс-тесты обладают большей различительной способностью (0,41 ± 0,15), чем классические тесты (0,26 ± 0,09) при близких индексах сложности. По данным самооценки, слушатели значительно продвинулись в вопросах формирования доступного образовательного веб-контента (на 55,2%), что согласуется с данными объективной оценки знаний, умений и навыков при итоговом тестировании.

Заключение. Анализ активности и результатов обучения на курсе «Веб-доступность в электронном обучении» показал, что слушатели целевой категории не всегда осознают необходимости формирования и развития профессиональных компетенций по созданию доступного образовательного веб-контента. Наибольшие проблемы связаны с привлечением аудитории на курс и недостаточной самодисциплиной в связи с дефицитом мотивации слушателей. В сложившихся условиях факультативного подхода к изучению основ веб-доступности недостаточно. Технологии разработки доступного образовательного веб-контента должны преподаваться в качестве обязательной дисциплины на всех этапах непрерывного образования специалистов, участвующих в организации ЭО с использованием ДОТ.


Об авторе

Е. А. Косова
Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Россия
Екатерина Алексеевна Косова - К.п.н, доцент, доцент кафедры прикладной математики


Список литературы

1. The COVID-19 pandemic has changed education forever. This is how. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: www.weforum.org/ agenda/2020/04/coronavirus-education-globalcovid19-online-digital-learning/. (Дата обращения: 01.02.2021).

2. Дети с особыми образовательными потребностями [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: edu.gov.ru/activity/main_activities/ limited_health/. (Дата обращения: 01.02.2021).

3. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// www.hse.ru/primarydata/oc2020. (Дата обращения: 01.02.2021).

4. Численность инвалидов [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost?territory=undefin ed. (Дата обращения: 01.02.2021).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24. (Дата обращения: 01.02.2021).

6. Accessibility: Designing and teaching courses for all learners [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://learn.canvas.net/courses/1159. (Дата обращения: 01.02.2021).

7. Black D.R., Weinberg L.A., Brodwin M.G. Universal design for instruction and learning: A pilot study of faculty instructional methods and attitudes related to students with disabilities in higher education // Exceptionality Education International. 2014. Т. 24. №. 1. С. 48–64. DOI: 10.5206/eei.v24i1.7710.

8. Coursera Basics of inclusive design for online education [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://www.coursera.org/learn/inclusivedesign. (Дата обращения: 01.02.2021).

9. E-learning accessibility [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.w3.org/WAI/ RD/wiki/E-learning_Accessibility. (Дата обращения: 01.02.2021).

10. Roberts K.D., Park H.J., Brown S., Cook B. Universal design for instruction in postsecondary education: A systematic review of empirically based articles // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2011. Т. 24. № 1. С. 5–15. Режим доступа: http://www.ahead-archive.org/uploads/publications/ JPED/jped_24_1/JPED %2024_1 %20FINAL %20 DOCUMENT.pdf. (Дата обращения: 01.02.2021).

11. Schelly C.L., Davies С.L., Spooner C.L. Student perceptions of faculty implementation of universal design for learning // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2011. Т. 24. № 1. С. 17–30. Режим доступа: http:// www.ahead-archive.org/uploads/publications/ JPED/jped_24_1/JPED %2024_1%20FINAL %20 DOCUMENT.pdf. (Дата обращения: 01.02.2021).

12. The UDL Guidelines [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: http://udlguidelines.cast.org. (Дата обращения: 01.02.2021).

13. Introduction to web accessibility [Электрон. ресурс]. 2019. https://www.w3.org/WAI/ fundamentals/accessibility-intro/. (Дата обращения: 01.02.2021).

14. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0. [Электрон. ресурс]. 2008. Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG20/. (Дата обращения: 01.02.2021).

15. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1. [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.w3.org/TR/WCAG21/. (Дата обращения: 01.02.2021).

16. Al-Mouh N., Al-Khalifa A., Al-Khalifa H. A First Look into MOOCs Accessibility: The Case of Coursera // K. Miesenberger et al. (eds) Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science. 2014. Т. 8547. С. 145–152. DOI: 10.1007/978-3-319-08596-8_22.

17. Ramírez-Vega A., Iniesto F., Rodrigo C. Raising Awareness of the Accessibility Challenges in Mathematics MOOCs // TEEM 2017 Proceedings of the 5th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality, ACM, New York, NY, USA. 2017. № 92. DOI: 10.1145/3144826.3145435.

18. Косова Е.А., Изетова М.Ю. Доступность массовых открытых онлайн курсов по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 205–229. DOI: 10.17323/1814-9545- 2020-1-205-229.

19. Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. Implementing Accessibility in Massive Open Online Courses’ Platforms for Teaching, Learning and Collaborating at Large Scale // In Andreas Meier, Luis Terán (Eds.), eDemocracy & eGovernment: Stages of a Democratic Knowledge Society: Springer, 2019. С. 151–160.

20. Bohnsack M., Puhl S. Accessibility of MOOCs // K. Miesenberger et al. (eds) Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science. 2014. Т. 8547. С. 141–144. DOI: 10.1007/978-3-319-08596-8_21.

21. Martın J.L., Amado-Salvatierra H.R., Hilera J.R. MOOCs for All: Evaluating the Accessibility of Top MOOC Platforms // International Journal of Engineering Education. 2016. Т. 32. № 5–B. С. 2374–2383.

22. Iniesto F., Rodrigo C. Accessibility Assessment of MOOC Platforms in Spanish: UNED COMA, COLMENIA and MiriadaX // Proceedings of the IEEE International Symposium on Computers in Education (Logrono, Spain, November, 12–14, 2014). 2014. С. 169–172. DOI: 10.1109/SIIE.2014.7017724.

23. Ferati M., Mripa N., Bunjaku R. Accessibility of MOOCs for Blind People in Developing NonEnglish Speaking Countries // Proceedings of the 8th International Conference Applied Human Factors and Ergonomics (AHFE) (Orlando, July 27–31, 2016). 2016. № 500. С. 519–528. DOI: 10.1007/978-3-319-41962-6_46.

24. Akgül, Y. Accessibility Evaluation of MOOCs websites of Turkey // Journal of Life Economics. 2018. № 5. С. 23–36. DOI: 10.15637/jlecon.259.

25. Косова Е.А. Мотивация и готовность преподавателей к использованию дистанционных образовательных технологий в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья // Информатика и образование. 2020. № 9. С. 43–52. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-9-43-52.

26. Ferati M., Vogel B. Accessibility in Web Development Courses: A Case Study // Informatics. 2020. № 7(1). С. 8. DOI: 10.3390/ informatics7010008.

27. Косова Е.А. Веб-доступность в электронном обучении [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://stepik.org/course/64025. (Дата обращения: 01.02.2021).

28. Course Evaluation Form 2.0. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.surveymonkey. com/r/VR9WVPT. (Дата обращения: 01.02.2021).

29. Crocker L., Algina J. Introduction to Classical and Modern Test Theory. Harcourt, New York, 1986. 527 с.

30. Kelley T., Ebel R., Linacre J.M. Item Drimination indices. Rasch Measurement Transactions. № 16(3). С. 883–884. [Электрон. ресурс]. 2002. Режим доступа: https://www.rasch.org/ rmt/rmt163a.htm. (Дата обращения: 01.02.2021).

31. Introduction to Web Accessibility. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://courses.edx. org/courses/course-v1:W3Cx+WAI0.1x+3T2019/ course/. (Дата обращения: 01.02.2021).

32. Accessibility: Designing and Teaching Courses for All Learners (HE) [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.canvas. net/browse/empirestate/empirestate-buffalostate/ courses/accessibility-designing-teaching. (Дата обращения: 01.02.2021).

33. Implementing UDL on Canvas (K-12/ HE). [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.canvas.net/browse/innospire/courses/ implementing-udl-on-canvas. (Дата обращения: 01.02.2021).

34. The Online Educator: People and Pedagogy [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https:// www.futurelearn.com/courses/the-online-educator. (Дата обращения: 01.02.2021).

35. Basics of Inclusive Design for Online Education. [Электрон. ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.coursera.org/learn/inclusivedesign. (Дата обращения: 01.02.2021).

36. An Introduction to Accessibility and Inclusive Design [Электрон. ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.coursera.org/learn/accessibility. (Дата обращения: 01.02.2021).

37. Web Accessibility [Электрон. ресурс]. 2021. Режим доступа: https://www.udacity.com/ course/web-accessibility--ud891. (Дата обращения: 01.02.2021).

38. Косова Е.А. Нормативные основания обеспечения доступности электронного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2(30). DOI: 10.15393/j5.art.2020.5692.

39. Lee S., Lee J., Liu X., Bonk C., Magjuka R. A Review of Case-based Learning Practices in an Online MBA Program: A Program-level Case Study // Educational Technology & Society. 2009. № 12. С. 178–190.

40. Abbakumov D., Desmet С., Van den Noortgate W. Measuring student’s proficiency in MOOCs: multiple attempts extensions for the Rasch model // Heliyon. 2018. Т. 4. № 12. e01003. DOI: 10.1016/j.heliyon.2018.e01003.

41. Bergner Y., Choi I., Castellano K. Item Response Models for Multiple Attempts With Incomplete Data // Journal of Educational Measurement. 2019. № 56. С. 415–436. DOI: 10.1111/jedm.12214.

42. Boud D., Falchikov N. Introduction: Assessment for the longer term // In: Boud, D., Falchikov, N. (eds) Rethinking Assessment for Higher Education: Learning for the Longer Term. London: Routledge, 2007. С. 3–13. DOI: 10.4324/9780203964309.

43. Ventista O. Self-assessment in Massive Open Online Courses // E-Learning and Digital Media. 2018. № 15(4). С. 165–175. DOI:10.1177/2042753018784950.

44. Baird J., Andrich D., Hopfenbeck T. Assessment and learning: Fields apart? // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2017. № 24 (3). С. 317–350. DOI: 10.1080/0969594X.2017.1319337.

45. Halamish V., Bjork R. When does testing enhance retention? A distribution-based interpretation of retrieval as a memory modifier // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2011. № 37(4). С. 801– 812. DOI: 10.1037/a0023219.

46. Jansen R.S., Van Leeuwen A., Janssen J., Conijn R., Kester L. Supporting learners’ selfregulated learning in Massive Open Online Courses // Computers & Education. 2020. № 146. 103771. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103771.

47. Hizam M, Nasir M., Khalid M. SelfRegulated Learning In A Massive Open Online Course: A Review of Literature // European Journal of Interactive Multimedia and Education. 2020. № 1. DOI: 10.30935/ejimed/8403.

48. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf. (Дата обращения: 01.02.2021).

49. Приказ Минтруда России от 18.01.2017 №44н «Об утверждении профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» [Электрон. ресурс]. 2017. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.035. pdf. (Дата обращения: 01.02.2021).


Дополнительные файлы

1. Рисунок 1. Распределение частот записи на курс «Веб-доступность в электронном обучении» в 2020 году
Тема МООК; веб-доступность
Тип Результаты исследования
Посмотреть (94KB)    
Метаданные

Для цитирования: Косова Е.А. Курс по организации доступного образовательного веб-контента: анализ результатов онлайн-обучения. Открытое образование. 2021;25(2):29-40. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-29-40

For citation: Kosova Y.A. Course on Educational Web-Content Accessibility: Analysis of Online Learning Results. Open Education. 2021;25(2):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-29-40

Просмотров: 67

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)