Междисциплинарный дистанционный практикум для студентов ИТ-направлений


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-41-50

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Цель исследования состоит в разработке предложений по развитию и использованию технологий автоматической проверки решений учебных задач в процессе формирования профессиональных компетенций студентов ИТ-направлений в информационной образовательной среде. В статье проанализирован опыт авторов, полученный при разработке и эксплуатации дистанционного практикума для студентов ИТ-направлений, в котором реализованы функции автоматической проверки решений задач по различным профильным дисциплинам. Такой подход позволил повысить эффективность обучения как в процессе аудиторных занятий, так и при организации самостоятельной работы студентов.

 Методы и материалы. В статье представлены ключевые моменты разработки и развития дистанционного практикума, обоснована его концепция, согласно которой практикум является междисциплинарным ресурсом, в котором функция автоматической проверки решений задач является подчинённой по отношению к основной функции развития и закрепления умений и навыков, необходимых ИТ-специалисту. Представлен подход к организации автоматической проверки путём тестирования программного кода, разработанного студентом в процессе решения учебной задачи, предложено расширение данного подхода для организации автоматической проверки в случаях, когда решением задачи является не программный код, а, например, схема, модель или текстовый документ, оформленные в соответствии с регламентированными правилами. Обосновано архитектурное решение и некоторые особенности реализации дистанционного практикума, определена его роль в учебном процессе.

Результаты. Приводятся результаты использования практикума в процессе преподавания различных курсов. Наиболее показательны результаты обучения программированию, поскольку в этом качестве ресурс используется уже более 15 лет – за это время накоплен обширный опыт его использования, проанализированы результаты обучения, выявлены и решены некоторые проблемы. Представлен пример использования практикума в курсе «Математическая логика и теория алгоритмов», в котором реализация автоматической проверки решений задач потребовала нестандартных решений по доработке практикума. Представлена дополнительная полезная функция практикума как средства развития англоязычной компетенции.

Заключение. Результаты исследования показывают, что технологии автоматической проверки решений учебных задач и программные средства на их основе являются эффективным способом развития профессиональных умений и навыков студентов ИТ-направлений. Опросы работодателей выпускников ИТ-направлений позволяют сделать вывод о наличии явной зависимости между результатами работы студентов, зафиксированными в дистанционном практикуме в процессе обучения, и их успехами в профессиональной деятельности после окончания вуза. Многие из выпускников продолжают использовать практикум для дальнейшего развития и тренировки своих профессиональных навыков – ресурс является открытым.


Об авторах

И. А. Андрианов
Вологодский государственный университет
Россия
Игорь Александрович Андрианов - К.т.н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники


С. Ю. Ржеуцкая
Вологодский государственный университет
Россия
Светлана Юрьевна Ржеуцкая - К.т.н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники


М. В. Харина
Вологодский государственный университет
Россия
Марина Викторовна Харина - Старший преподаватель кафедры английского языка


Список литературы

1. Машкин Д.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования // Концепт. 2016. Т. 2. С. 161–165.

2. Гаврилов А.В., Куликова С.В., Голкина Г.Е. Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда // Открытое образование. 2019. № 23(6). С. 30–40.

3. Минзов А.С., Мельникова О.И. Применение профессиональных стандартов при обучении методам и технологиям программной инженерии в высшей школе // Открытое образование. 2018. № 22(2). С. 27–36.

4. Касьянова Е.В. Методы и средства обучения программированию в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. Специальный выпуск. 2016. № 2(14). С. 23–30.

5. Швецов А.Н., Ржеуцкая С.Ю., Сергушичева А.П., Суконщиков А.А. Архитектура интеллектуального агентно-ориентированного учебного комплекса для подготовки специалистов технического профиля // Открытое образование. 2018. № 22 (3). С. 14–24.

6. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. О взаимосвязи ФГОС и профессиональных стандартов // Статистика и экономика. 2016. № 4. С. 16–18.

7. Abdukarimov S., Shokirov R. Team competitions on programming format ACM ICPC // International journal of scientific and technology research. 2020. № 4(9). С. 1932–1935.

8. Зубков О.В., Семичева Н.Л. Роль автоматизированных тестирующих систем в процессе формирования навыков алгоритмического мышления // Педагогический имидж. 2019. Т. 13. № 4(45). С. 550–565.

9. Алексеев М.Н. Образовательные сайты по программированию с автоматической проверкой программ // От информатики в школе к техносфере образования: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2016. С. 34–37.

10. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 1(97). С. 3–12.

11. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Адаптация ресурсов дистанционного обучения к компетентностному формату // Открытое образование. 2014. № 4(105). С. 11–19.

12. Андрианов И.А., Менухова Н.О. Доработка дистанционного практикума ВоГУ для проверки задач по информатике по правилам школьных олимпиад // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. С. 10–13.

13. Карпенко О.М. Роль и функции преподавателя образовательной организации высшего образования в условиях цифровизации образования // Человеческий капитал. 2020. № 54(136). С. 18–23.

14. Ржеуцкая С.Ю., Ржеуцкий А.В. Алгоритм классификации учебных заданий в дистанционном практикуме по программированию // Интеллектуально-информационные технологии и интеллектуальный бизнес (ИНФОС-2019): материалы десятой международной научно-технической конференции. Вологда: ВоГУ, 2019. С. 217–220.

15. Андрианов И.А., Ржеуцкая С.Ю., Григорьева А.Н., Сорокин А.Н., Полянский А.М. Подсистема выявления плагиата в программном коде для дистанционного практикума по программированию // Естественные и технические науки. 2020. № 4(142). С. 128–133.

16. Andrianov I., Rzheutskaya S., Sukonschikov A., Kochkin D., Shvetsov A., Sorokin A. Duplicate and Plagiarism Search in Program Code Using Suffix Trees Over Compiled Code // In Proc. of the 26th Conference of Open Innovations Association FRUCT. 2020. С. 16–22.

17. Бурняшов В.А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. Режим доступа: science-education.ru/ru/article/ view?id=26078. (Дата обращения: 09.03.2021).

18. Андрианов И.А. Автоматизация проверки логических схем // Интеллектуально-информационные технологии и интеллектуальный бизнес (ИНФОС-2019): материалы десятой международной научно-технической конференции. Вологда: ВоГУ, 2019. С. 114–117.

19. Нигай Р.М., Нигай О.В. Простой учебный комплект для проведения лабораторных работ по дисциплине «Цифровая схемотехника» // Среднее профессиональное образование. 2018. № 1. С. 33–35.

20. Программы: сайт Константина Полякова [Электрон. ресурс]. Режим доступа: kpolyakov.spb.ru/prog/prog.htm. (Дата обращения: 07.03.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Андрианов И.А., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Междисциплинарный дистанционный практикум для студентов ИТ-направлений. Открытое образование. 2021;25(2):41-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-41-50

For citation: Andrianov I.A., Rzheutskaya S.A., Kharina M.V. Interdisciplinary Distance Learning Workshop for IT Students. Open Education. 2021;25(2):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-41-50

Просмотров: 52

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)