Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования состоит в том, чтобы определить предпосылки и условия создания консорциумов как организационной формы коллаборации научных организаций и вузов для обеспечения их конкурентоспособности на глобальном рынке образования и науки в рамках реализации национальных проектов. Национальный проект сфере образования и науки нацелен на обеспечение высокого качества высшего образования и его доступности, повышение уровня кооперации учреждений высшего образования и научных учреждений, что позволит более продуктивно коммерциализировать результаты научной деятельности и в конечном итоге обеспечит вхождение России в число передовых стран мира по объемам научных исследований и их результативности. Среди основных задач исследования – выявление проблем, связанных с необходимостью совершенствования подходов при реализации проектов по созданию научно-образовательных консорциумов.

 Материалы и методы. Основу исследования составили материалы, полученные авторами в ходе реализации ряда консалтинговых и образовательных проектов, осуществленных совместно с Минобрнауки РФ по обеспечению финансовой устойчивости вузов. В ходе интервью и анализа статистических и функциональных отчетов (по научной деятельности, отчетов о самообследовании, мониторинги эффективности и т.д.) были получены и обобщены данные, позволяющие оценить эффективность реализации программ стратегического планирования, а также результативность кооперационных проектов вузов с органами местной власти и бизнесом.

Результаты исследования. Анализ трендов в развитии научно-образовательных коммуникаций показал, что опора на коллаборацию может служить фактором устойчивого развития научных и образовательных организаций. В последние годы идет интенсивный поиск наиболее эффективных организационных и финансовых инструментов для обеспечения продвижения российских университетов в ведущих международных рейтингах. Показано, что наиболее эффективным организационном механизмом достижения поставленных целей является интеграция образовательных и научных организаций в форме консорциумов. Выявлено, что для формирования научно-образовательных консорциумов необходимо иметь не только соответствующую инфраструктуру для работы научных коллективов, но прежде всего иметь проекты, реализация которых позволит осуществить прорыв в образовательной и научной деятельности. Важным фактором, влияющим на формирование и развитие консорциумов является то, что их создание является обязательным условием для участия в программе стратегического академического лидерства. В этой связи в исследовании акцентируется внимание на необходимость использовать руководством проекта со стороны государства показателей оценки, которые обеспечивали бы в полной мере оценку эффективности предоставленных в виде гранта средств.

Заключение. Результаты проведенного исследования показывают, что на государственном уровне идет поиск новых форм и механизмов, которые позволили бы обеспечить интенсивное развитие российского образования и науки. В качестве основного инструмента реализации государственной политики в этой сфере выступают национальные проекты, которые задают основные параметры развития. Планируется увеличение количества вузов, которые смогут получить грантовую поддержку, как участники научно-образовательных консорциумов. Выявлены определенные проблемы, которые могут отразиться на эффективности деятельности организаций образования и науки в коллаборациях.


Об авторах

Е. В. Анохова
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Россия
Елена Владимировна Анохова - К.э.н., первый проректор


Д. А. Штыхно
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия
Дмитрий Александрович Штыхно - К.э.н., доцент, проректор


Список литературы

1. Айснер Л.Ю., Сочнева Е.Н., Червяков М.Э. Правовые основы функционирования коллабораций // Юридические исследования. 2020. № 3. С. 36–47.

2. Анохова Е.В. Концепция финансового контроля в высших учебных заведениях // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 6 (114). С. 165–175.

3. Богатов В.В., Сыроежкина Д.С. Коллаборации научных организаций как элемент инфраструктуры науки // Наука, инновации, образование. 2016. № 4. С. 30–44.

4. Богачев Ю.С., Октябрьский А.М., Рубвальтер Д.А. Концепция формирования сетевых структур в сфере науки и инноваций. Информационно-аналитический бюллетень № 5. М.: ЦИСН, 2009. 52 с.

5. Борисов В.В. Интеграция образования и науки: ее смысл и способы воплощения // Экономика образования. 2010. № 2. С. 8–16.

6. Гарретт Б., П. Дюссож Стратегические альянсы. М.: ИНФРА-М, 2002. 332 с.

7. Гибсон М. Бизнес и высшее образование: Опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 53–66.

8. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. М.: КДУ, 2009. 242 с.

9. Гохберг Л.М., Китова Г.В., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Экономика образования. 2009. № 1. С. 67–79.

10. Гринь А.М., Мироненков К.Н., Межов С.И. Интегрированная система «университет-предприятие»: путь к реализации инновационных стратегий // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1. С. 71–79.

11. Гришина О.А., Екимова К.В., Сандлер Д.Г., Шибаев С.Р. и др. Инструментарий планирования и реализации механизмов устойчивого экономического развития университета: учебно-методическое пособие. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. 244 с.

12. Дежина И.Г. Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделей // ЭКО. 2020. № 4. С. 87–109. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-4-87-109.

13. Деревнина А.Ю. Взаимодействие исследовательских университетов США с индустрией и бизнесом // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 60–66.

14. Илышева Н.Н., Илышев А.М., Воропанова И.Н. Перспективы интеграции образовательной, научной, инновационной деятельности и высокотехнологичных производств // Экономика образования. 2005. № 4. С. 64–72.

15. Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Ниязова М.В. и др. Исследование организационно-экономических моделей управления вузом в условиях модернизации образования. Владивосток: 2005. 78 с.

16. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования/ под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2009. 399 с.

17. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Издательство Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

18. Кадацкая Д.В., Лаврова Ю.С. Консорциум предпринимательских структур и высших учебных заведений в рамках развития региональной экономики // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 9. С. 1469–1474. DOI: 10.18334/ ce.12.9.39337.

19. Лавров А.А. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере США и особенности их сетевого взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 1 (9). С. 38–43.

20. Лунькин А.Н. Стратегические альянсы: институциональные и организационно-управленческие аспекты формирования (на примере профессионального образования и бизнеса) // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 1. С. 124–147.

21. Маковеева В.В. Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355. С. 115–118.

22. Никитюк М.Б., Савицкая Е.В. Сотрудничество университетов и корпораций: зарубежный и российский опыт // Экономика образования. 2009. № 6. С. 53–74.

23. Тюляев Г.С., Витоль Э.Ю. Актуальность конструкции консорциумов для российского права // Вестник гражданского права. 2018. Т. 18. № 1. С. 50–85.

24. Фролов Д.П., Бабкин М.М., Полынцев И.Д. Перспективы адаптации института европейских технологических платформ в России (на примере нбик-конвергентных технологий) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 4 (337). С. 27—39.

25. Шкуратова М.В. Российские научно-образовательные консорциумы: реальность и глобальные перспективы // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий: сборник научных статей по итогам работы шестого круглого стола с международным участием. (Москва. 15–16 августа 2020 г). М.: ООО «Конверт», 2020. С. 102–105.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Анохова Е.В., Штыхно Д.А. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов. Открытое образование. 2021;25(2):4-14. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14

For citation: Anokhova E.V., Shtykhno D.A. Scientific and Educational Collaborations as a Tool to Increase the Competitiveness of Russian Universities. Open Education. 2021;25(2):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14

Просмотров: 80

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)