Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Ментальный подход к цифровой трансформации образования

Аннотация

Работа посвящена обоснованию ментального подхода, развивающего и дополняющего  принципы современной дидактики при цифровой трансформации образования, и обеспечивающего обновление средств и методов обучения с помощью ментальных технологий.

Ментальный подход строится на фундаменте ментальных схем, определяющих реальность и человека с позиции его ментальности, сформированной в результате его индивидуального и коллективного жизненного опыта. 

Обозначены контуры ментального подхода в образовании, позволяющего осуществлять организацию учебного процесса на основе средств и методов обучения, опирающихся на фундамент предметных ментальных схем мышления.

Подход позволяет сформировать и развить ментальную дидактику для обеспечения результативности цифровой трансформации образования, облегчает достижение когнитивных целей предметного обучения и может эффективно удовлетворять современным требованиям цифрового общества к образованию.

Об авторе

Николай Пак
Красноярский государственный педагогический университет
Россия
зав.кафедрой информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им.В.П.Астафьева


Список литературы

1. Хеннер, Е. К. Вычислительное мышление //Образование и наука. – 2016. – № 2. с. 18–33.

2. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма /Пер. с англ. А. Румянцева. — М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004 -192 с.

3. Баженова И. В., Бабич Н., Пак Н. И. От проективно-рекурсивной технологии обучения к ментальной дидактике / Монография. Красноярск: СФУ, 2016. – 160 с.: ISBN 978-5-7638-3508-3. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/966979.

4. Pak, N. I., Stepanova, T. A., Bazhenova, I. V., Gavrilova, I. V. (2019). Multidimensional algorithmic thinking development on mental learning platform. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 12(6), 1072–1087. DOI: 10.17516/1997–1370–0410.

5. Баженова И.В., Пак Н.И. Проективно-рекурсивная технология обучения в личностно-ориентированном образовании //Педагогическое образование в России, 2016, № 7, c.7-13.

6. Мирошкина М.Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования //Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018. № 3, c. 31-44.

7. Асауленко Е. В. Искусственный интеллект с позиции ментальных схем //Открытое образование. 2014, № 4. – С. 50 54.

8. Engelhardt K., Punie Y., Chioccariello A., Ferrari A., Dettori G., Kampylis P., Bocconi S. Developing computational thinking in compulsory education. Implications for policy and practice. 2016. DOI: 10.2791/715431

9. Wing J. M. Computational thinking // Communications of the ACM. 2006. Vol. 49. No. 3. P. 33–35. DOI: 10.1145/1118178.1118215

10. Lyon J. A., Magana A. J. Computational thinking in higher education: A review of the literature // Computer Applications in Engineering Education. 2020. Vol. 28. Is. 5. P. 1174–1189. DOI: 10.1002/cae.22295

11. Лапчик М. П. Образование, грамотность, компетентность, культура: терминология эпохи информатизации // Информатизация образования и методика электронного обучения. Материалы II Международной научной конференции. Красноярск: СФУ, 2018. С. 38–43. https://bik.sfu-kras.ru/sites/default/files/content/i-504583_informatizaciya_.pdf

12. Босова Л. Л. Цифровые навыки современного школьника и возможности их формирования в школьном курсе информатики //Информатика в школе. 2020. № 7. С. 5–9. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-7-5-9.

13. Асауленко Е. В. Формализация процесса формирования умения ученика решать вычислительные физические задачи на основе ментальных схем // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 11–19.

14. Crumly, C (2014) Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground // Minneapolis: Fortress Press., 120 p.

15. D. A. Barkhatova, T. O. Balykbaev, N. I. Pak, L. B. Khegay A student’s e-learning self-control method based on a topological knowledge tree// European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS e-ISSN: 2357-1330 - Volume 90, 2020 – p. 1039-1050. https://doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2020.10.3.

16. Пак Н.И., Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников //Вестник РУДН, Серия «Информатизация образования», 2020, том 17, № 2, с.153-168.

17. Hattie, John (2008). Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. NY: Routledge. p. 392. ISBN 978-0-415-47618-8.


Рецензия

Для цитирования:


Пак Н. Ментальный подход к цифровой трансформации образования. Открытое образование. 2021;25(5).

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)