Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Современный курс компьютерной грамотности с точки зрения нового поколения людей третьего возраста

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-4-12

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении потребностей, отношения и имеющегося опыта у людей третьего возраста в области применения информационно-коммуникационных технологий в условиях современного этапа информатизации.
Современная система дополнительного образования пожилых людей в области компьютерной грамотности в настоящее время весьма устарела и нуждается в модернизации. Трансформация потребностей данной категории людей в новых знаниях и умениях вызвана бурными темпами развития цифровизации, роста спектра электронных услуг и расширением возможностей, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий. Вовлеченность пожилых людей в данные процессы и необходимость приспособления к новому укладу жизни актуализирует необходимость исследования, каким должен быть современный курс цифровой грамотности с точки зрения людей третьего возраста, а именно, необходимо определить их потребности в компьютерной подготовке, имеющийся опыт и ресурсы, которыми они располагают.
Материалы и методы. Исследование проводилось с 2016 по 2019 гг. на базе Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Координационный центр «Активный город» среди 214 человек, обучающихся по программе «Академия компьютерной грамотности», посвященной основам работы с компьютером и сетью Интернет, организованной при поддержке фонда развития социальных программ им. Л.И. Сидоренко.
В исследовании проводился теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования, анкетирование и опрос респондентов, анализ и обобщение полученных данных. В качестве основных задач были поставлены следующие: а) выявить, какими ресурсами информационно-коммуникационных технологий располагают респонденты в домашних условиях; б) определить мотивирующие факторы, определяющие необходимость обучения в области компьютерной грамотности; в) выявить требование к содержанию курса компьютерной грамотности в современных условиях в соответствии с требованиями респондентов; г) провести анализ, как эти требования проявляются в разных возрастных группах: 55–60 лет, 61–70 лет, 71–80 лет и старше 80 лет.
Результаты. Полученные результаты исследования показывают необходимость разработки курса уже не компьютерной, а цифровой грамотности нового формата, обладающий характером гибкости, способствующей удовлетворению любой потребности в ликвидации проблем информационной деятельности на любом уровне: низком, среднем или продвинутом. Кроме того, быстро меняющиеся информационные технологии вызывают необходимость обеспечения такой подготовки, которая позволит пожилому человеку в будущем разобраться с любой новой и неизвестной технологией. Очень важно адаптировать современных пенсионеров к новой цифровой реальности, научить их взаимодействовать с ней и понимать принципы устройства.
Заключение. Данные исследования являются основанием и доказывают необходимость пересмотра существующих курсов компьютерной грамотности и разработки нового содержания и методов преподавания, учитывающие современные запросы людей третьего возраста.

Об авторах

Е. В. Грохотова
Сибирский государственный университет путей сообщения; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Екатерина Вячеславовна Грохотова, аспирант, ведущий инженер управления научно-исследовательских работ

Новосибирск

Красноярск



Д. А. Бархатова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Бархатова Дарья Александровна, к.п.н., доцент

Красноярск



Список литературы

1. Общество 5.0 – японский подход к цифровизации экономического роста [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.mitsubishielectric.ru/.

2. Gillia M. Boulton-Lewis. Education and Learning for the Elderly: Why, How, What // Educational Gerontology. 2010. Т. 36. № 3. С. 213–228. DOI: 10.1080/03601270903182877.

3. Лебедева И.П. «Серебряное цунами» в Японии // Азия и Африка сегодня. 2016. № 5(706). С. 43–49.

4. Фонд ООН в области народонаселения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ ru/ecosoc/unfpa/.

5. World Health Organisation (WHO): What is active ageing? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/ageing/active_ageing/en/index.html.

6. Грохотова Е.В. Сложности образования людей третьего возраста в России и за рубежом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1(26). С. 81–84.

7. Malec M. Poszukiwanie recepty na starosc – wyzwaniem dla edukacji doroslych. Refleksja nad uczeniem siç starosci przez cale zycie [Search for recipes for old age — a challenge for adult education: Reflection on the learning age throughout life]. In M. Malec (Ed.). Edukacyjne, kulturowe i spoleczne konteksty. 2011. 252 с.

8. Агапова О.В., Добринская Е.И., Казин Ф.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании пожилых граждан // Информационные системы для научных исследований (IMS-2012): Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012). (СанктПетербург, 10–12 октября 2012). Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис» (МПСС), 2012. С. 375–379.

9. Авдеюк О.А., Хворост Т.С., Авдеюк Д.Н. Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе // Молодой ученый. 2014. № 8(67). С. 760–763.

10. Авдеюк О.А., Хворост Т. С. Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста // Молодой ученый. 2015. № 4(84). С. 535–538.

11. Шалашова М.М. Повышение качества жизни людей зрелого возраста. Лучшие практики. Обмен опытом. Сборник. Составление и общая редакция: Гульнара Брик. 2017. С. 60– Режим доступа: http://apsp.pro/download/conf_2017.pdf.

12. Гасумова С.Е. Отношение пожилых людей к сети Интернет и мобильной телефонной связи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3(27). С. 161–171.

13. Итоги выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/folder/313/document/63640.

14. Díaz-López M., López-Liria R., AguilarParra J. M. & Padilla-Góngora D. Keys to active ageing: new communication technologies and lifelong learning // SpringerPlus. 2016. № 5(1). С. 768. DOI: 10.1186/s40064-016-2434-8/.

15. Шалашова М.М., Смирнова С.В. Московский серебрянный университет особенности обучения в «третьем возрасте» // Материалы XVII международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Под ред. В.П. Галенко, Н.А. Лобанова. 2019. С. 338–341.

16. González A., Ramírez M.P., & Viadel V. ICT Learning by Older Adults and Their Attitudes toward Computer Use // Current gerontology and geriatrics research. 2015. 849308. DOI: 10.1155/2015/849308.

17. Вылегжанина Е.Д., Симонова Г.И. Проект электронного обучения людей пожилого возраста компьютерной грамотности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 28. С. 182–184.

18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

19. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

20. Стратегия развития информационного общества в РФ [Электрон. ресурс] // Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html/.


Рецензия

Для цитирования:


Грохотова Е.В., Бархатова Д.А. Современный курс компьютерной грамотности с точки зрения нового поколения людей третьего возраста. Открытое образование. 2021;25(6):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-4-12

For citation:


Grokhotova E.V., Barkhatova D.A. A Modern Computer Literacy Course from the Point of View of the New Third Age Generation. Open Education. 2021;25(6):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-4-12

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)