Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Онлайн-образование в Республике Карелия в новых реалиях развития общества

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-13-23

Аннотация

Цель исследования: изучение регионального опыта использования онлайн образовательных платформ в период дистанционного обучения школьников и выявление особенностей новых реалий на формирование человеческого капитала.
Материалы и методы: оценка организации процесса дистанционного обучения в муниципальных образованиях Республики Карелия, Петрозаводском и Костомукшском городском округе в период первой и второй волны перехода на дистанционное обучение школьников. Анкетирование проводилось по окончанию каждого периода среди учителей, детей и родителей по вопросам организации и осуществления процесса обучения.
Результаты: Исследование результатов онлайн-анкетирование учителей Республики Карелия выявило ряд особенностей и трудностей внедрения дистанционных технологий обучения школьников в условиях новых реалий изолированного образовательного процесса: уровень владения технологиями дистанционного обучения на начало пандемии Covid-2019 у педагогов Карелии был достаточно высок – 68,3% , из них имели опыт самостоятельного изучения форм и технологий дистанционного обучения – 72,8%, закончили курсы повышения квалификации – 27,9% опрошенных учителей. Из большого числа образовательных платформ действующих в рамках предоставления онлайн доступа к обучающим и тестирующим ресурсам учителя чаще всего использовали в работе: Uchi.ru, Yaklass.ru, Google класс, Российскую электронную школу. Только 4,5% опрошенных признаются, что не вели онлайн уроков, в том числе по причине отсутствия Интернета в их поселении.
По результатам анкетирования родителей проявились новые риски развития системы образования, и выявленные тенденции заставляют задуматься о том, что можно изменить и сделать уже сейчас, чтобы образование детей во время дистанционного обучения было в радость и детям, и родителям, и учителям.
Выводы: оценивая опыт использования онлайн образования в российских школах при массовом переходе на дистанционное обучение можно отметить как объективные трудности и проблемы в организации образовательного процесса в дистанционном режиме, так и положительные эффекты, которые невольно проявились в развитии у населения конкретных узких навыков цифровой грамотности, знакомства с новыми программами и цифровыми инструментами, наставничества среди участников отношений, обмена эффективными практиками и опытом.
Тем не менее, практически все исследования отмечают, что общеобразовательные школы и учителя, в целом до массового перехода на дистанционное обучение практически не обладавшие опытом онлайн-обучения, смогли довольно быстро сориентироваться в новой ситуации и освоить новые формы коммуникации с учениками. При этом положительным синергетическим эффектом явилось формирование умения продуктивного общения детей и взрослых, взаимодействия и взаимопомощи в процессе освоения ИКТ-технологий.

Об авторах

О. В. Поташева
Институт экономики – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук»
Россия

Ольга Вячеславовна Поташева, научный сотрудник

Петрозаводск



А. Н. Быкова
Институт экономики – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук»
Россия

Анастасия Николаевна Быкова, младший научный сотрудник

Петрозаводск



Список литературы

1. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Instructional Quality of Massive Open Online Courses (MOOCs) // Computers and Education. 2015. № 80. С. 77–83.

2. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 6–58.

3. Раицкая Л.К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1(28). С. 18–21.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка использования электронного обучения и технологий дистанционного обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 № 816 [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016. (Дата обращения: 01.08.2021).

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении временного порядка реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» от 17.03.2020 № 103 [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020. (Дата обращения: 01.08.2021).

7. Dzhumayov G. Modern technologies and their role in (foreign) language training in the 21st century // Foreign language teaching. 2020. № 47(1). С. 44–55.

8. Harna S. Organization of the foreign literature lesson in the system of distance student’s learning // Information Technologies and Learning Tools. 2017. № 62(6). С. 47-57. DOI: 10.33407/itlt.v62i6.1823.

9. Покулевская А. И. Опыт использования skype как средства повышения эффективности обучения иностранным языкам // Информационные технологии и средства обучения. 2018. № 68(6). С. 155–165. DOI: 10.33407/itlt.v68i6.2150.

10. Аленези А. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов и уровня их готовности к онлайн-образованию: контекстуальное исследование на примере университетского обучения в Саудовской Аравии // Образование и наука. 2020. № 22(4). С. 89–109. DOI: https: 10.17853/1994-5639-2020-4-89-109.

11. Штейн Р. Поддержка онлайн-инициатив в образовании // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 188–198. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-188-198.

12. Дворянчиков Н.В., Калашникова Т.В., Печникова Л.С., Фролова Н.В. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2016. № 21(2). С. 76–83. DOI: 10.17759/pse.2016210209.

13. Быстрова Т.Ю., Ларионова В.А., Синицын Е.В., Толмачев А.В. Учебная аналитика МООК как инструмент прогнозирования успешности обучающихся // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 139–166. DOI: 10.17323/18149545-2018-4-139-166.

14. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение // Психологическая наука и образование. 2018. № 23(3). С. 5–19. DOI: 10.17759/ pse.2018230301.

15. Новичёнок О.В. Дистанционное обучение школьников: участники коммуникации и темы межличностного общения // Материалы X международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников в рамках XXI международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых “Молодежь и наука XXI века”. 2020. С. 111–113.

16. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В. С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227–243.

17. Оносов А.А., Брызгалина Е.В., Савина Н.Е., Туманов С. В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирования рисков // Высшее образование в России. 2018. № 27(8-9). С. 135–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-135-151.

18. Nekos A., Medvedeva Y. Usage of the Moodle system for knowledge control in ecology of secondary school students // Information technologies and training tools. 2018. № 63(1). С. 56-67. DOI: 10.33407/itlt.v63i1.1931.

19. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях СOVID-19 // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. № 7(2). С. 62–75.

20. Пилилян Н.Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме // Вопросы педагогики. 2020. № 6 (2). С. 195–198.

21. Кирилина К.С. Влияние коронавируса на образование в России // Межвузовский сборник статей «Экономика, управление и право в современных условиях». 2020. С. 61–64.

22. Агентство инноваций Москвы [Электрон. ресурс] // Агентство инноваций Москвы. Москва. Режим доступа: https://innoagency.ru/files/20200615/. (Дата обращения: 10.08.2021).

23. Тарасова Н.В., Пастукова И.П., Пестрикова С.М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты [Электрон. ресурс]. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-nakarantine/803-tarasova-ekspertiza. (Дата обращения: 10.08.2021).

24. Трефилов В. Опрос показал, как родители и учителя относятся к онлайн-обучению в школе [Электрон. ресурс] // РИА Новости. Режим доступа: https://sn.ria.ru/20201014/distantsionnoe-obuchenie-1579712656.html. (Дата обращения: 10.08.2021).

25. Maqableh M., Alia M. Evaluation online learning of undergraduate students under lockdown amidst COVID-19 Pandemic: The online learning experience and students’ satisfaction. The Children and Youth Services Review, 128, 106160.

26. Kuzmenko M.V., Potasheva O.V. 2020. Distance Learning in Schools of the Republic of Karelia: the Complexity of Organization and Prospects of Development. Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020). Atlantis Press, Advances in Social Science, Education and Humanities Research, С. 215–221.

27. Mukuka A. et. al. Students Experiences with remote learning during the COVID-19 school closure: implications for mathematics education. The Heliyon, 7, e07523.

28. Лукашина Е. Рынок онлайн-образования в 2020 году [Электрон. ресурс]. Eddu. Москва. Режим доступа: https://eddu.io/blog/rynok-onlajnobrazovaniya. (Дата обращения: 10.08.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Поташева О.В., Быкова А.Н. Онлайн-образование в Республике Карелия в новых реалиях развития общества. Открытое образование. 2021;25(6):13-23. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-13-23

For citation:


Potasheva O.V., Bykova A.N. Online Education in the Republic of Karelia in the New Realities of Society Development. Open Education. 2021;25(6):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-13-23

Просмотров: 582


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)