Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Мониторинг уровня цифровой трансформации образования: показатели и технологии

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-17-26

Аннотация

Цель исследования. Цифровые преобразования являются основой мирового и национального экономического роста. В настоящее время принято стратегическое направление в области цифровой трансформации образования до 2030 года, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. В процессе реализации образовательных программ важнейшее значение приобретает внедрение цифровых технологий для обучения, поэтому проблема оценки степени их интеграции в образовании является актуальной. В рамках исследования были проанализированы существующие подходы к мониторингу применения современных технологий в школах, лицеях и гимназиях. Целью данной работы является разработка критериальных показателей и группировок общеобразовательных организаций для использования в методике оценки уровня цифровой трансформации образования, совершенствования информационной базы и повышения точности результатов сравнительного анализа. Для создания модели процесса оценки уровня цифровой трансформации образования необходимо выделить ключевые этапы в системе мониторинга.

Материалы и методы. Исследование подходов к мониторингу цифровой трансформации в сфере образования проводилось в результате обзора применяемых методов оценки степени внедрения цифровых технологий в образовании. В работе использованы методы статистического, системного и сравнительного анализа. Базой исследования являются: показатели развития конкретных технологий, определенных в нормативных актах, официальная статистическая отчетность, материалы Единой межведомственной информационно-статистической системы. Методика оценки уровня цифровой трансформации образования региона применима в рамках достижения показателей национального проекта «Образование». Моделирование процесса мониторинга состояния цифровизации образования осуществлялось с учетом использования методики, включающей показатели внедрения цифровых технологий и группировки образовательных учреждений.

Результаты. Рассмотрены основные вопросы мониторинга цифровой трансформации общего образования с учетом оценки степени интеграции сквозных цифровых технологий. Основными результатами исследования являются: совершенствование информационной базы, дополнение методики оценки цифровой трансформации общего образования и построение модели процесса оценки уровня цифровой трансформации образования региона. В рамках мониторинга системы образования предложены критериальные показатели внедрения сквозных цифровых технологий. Разработанная модель характеризует этапы мониторинга от сбора данных до принятия решений, а также показывает взаимосвязь функциональных возможностей системы. Моделирование выполнено с целью разработки системы, определяющей уровень внедрения цифровых решений в сферу образования в региональном разрезе.

Заключение. Цифровизация общего образования предполагает интеграцию новых технологий в обучении, прежде всего, для достижения более высоких образовательных результатов учащихся. Важно оценивать текущее состояние цифровой трансформации образовательных организаций на разных уровнях в рамках применения в учебном процессе современных технологий. Предложенные показатели внедрения сквозных цифровых технологий и группировки образовательных учреждений могут применяться аналитиками данных, а также в исследовательской и практической деятельности органов исполнительной власти при проведении мониторинга сферы образования.

Об авторе

В. В. Свиридова
БИ Телеком, ООО; Пензенский государственный университет,
Россия

Влада Владиславовна Свиридова - Инженер-программист  БИ Телеком, аспирант кафедры «Системы автоматизированного проектирования», Пензенский ГУ.

Пенза



Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/. (Дата обращения: 10.01.22).

2. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565227683. (Дата обращения: 10.01.22).

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf. (Дата обращения: 10.01.22).

4. Мониторинг цифровой трансформации образовательных организаций [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://tomedu.ru/2020/06/26/monitoring-tsifrovoj-transformatsiiobshheobrazovatelnyh-organizatsij/. (Дата обращения: 10.01.22).

5. Сборник по результатам мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровнях в 2021 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://цифровизацияшкол.рф/storage/regulatory-materials/сборник_2021.pdf. (Дата обращения: 10.01.22).

6. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Сутырина Т.А., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник [Электрон. ресурс]. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с. Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf. (Дата обращения: 10.01.22).

7. Дворецкая И.В., Мерцалова Т.А. Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования (анализ различительных возможностей инструмента) [Электрон. ресурс]. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 36 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395153692.pdf. (Дата обращения: 10.01.22).

8. European Commission. Digital Education at School in Europe. Eurydice Report [Элект- рон. ресурс]. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. 151 с. Режим доступа: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/sites/default/files/en_digital_education_n. pdf. (Дата обращения: 10.01.22).

9. SELFIE | Education and Training [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://education. ec.europa.eu/selfie. (Дата обращения: 10.01.22). 10. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113543.pdf. (Дата обращения: 10.01.22).

10. PISA [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/pisa/. (Дата обращения: 10.01.22).

11. Топ-100 школ России по конкурентоспособности выпускников (2017—2021 гг.): Методика [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://raex-rr.com/pro/education/best_schools/top-100_russian_schools/2021/methods/. (Дата обращения: 10.01.22).

12. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499038027. (Дата обращения: 10.01.22). 14. Приказ Министерства просвещения РФ от 10 сентября 2021 г. № 638 «Об утверждении показателей, методики расчета показателей мониторинга системы образования, формы итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/608935092. (Дата обращения: 10.01.22).

13. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/6654/. (Дата обращения: 10.01.22).

14. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/6658/. (Дата обращения: 10.01.22).

15. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Компоненты робототехники и сенсорика» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/6666/. (Дата обращения: 10.01.22).

16. Мониторинг цифровой трансформации школ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/cdle/mdts. (Дата обращения: 10.01.22).

17. Федеральный институт оценки качества образования – О проекте [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://fioco.ru/о-проекте. (Дата обращения: 10.01.22).

18. Уваров А.Ю., Ван С., Кан Ц., Су Х., Цао П., Цзян С., Чжан Ю., Чжу С. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае [Электрон. ресурс] // II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». (Москва, 26–27 сентября 2019 г.). Отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 155 с. Режим доступа: https://aiedu.hse.ru/mirror/pubs/share/308201188. (Дата обращения: 10.01.22).

19. Министерство просвещения Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/. (Дата обращения: 10.01.22).

20. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/. (Дата обращения: 10.01.22).

21. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://obrnadzor.gov.ru/. (Дата обращения: 10.01.22).

22. Berendt B., Littlejohn A., Kern Ph., Mitros P., Shacklock X., Blakemore M. Big data for monitoring educational systems. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 142 с. DOI: 10.2766/38557.

23. Cantini C., Chellini C., Sagri M.-T. Big Data Analytics National Educational System Monitoring and Decision Making // World Journal of Social Science Research. 2016. Т. 3. № 2. С. 219–242. DOI: 10.22158/wjssr.v3n2p219.


Рецензия

Для цитирования:


Свиридова В.В. Мониторинг уровня цифровой трансформации образования: показатели и технологии. Открытое образование. 2022;26(3):17-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-17-26

For citation:


Sviridova V.V. Monitoring the Level of Digital Transformation in Education: Indexes and Technologies. Open Education. 2022;26(3):17-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-17-26

Просмотров: 1798


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)