Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Применение когнитивно-технологического подхода при разработке онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-37-51

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования. Пересмотр и обновление подходов к разработке условий и средств реализации программ повышения квалификации педагогических кадров по цифровым технологиям в режиме дистанционного обучения представляется сегодня актуальным и значимым направлением научно-педагогической деятельности для модернизации системы дополнительного постдипломного образования Российской Федерации. Обучение по таким программам, как правило, происходит на базе систем управления обучением в формате онлайн-курсов. В фокусе данной работы находится проблематика разработки именно комплексных онлайн-курсов, а не отдельных наборов цифровых дидактических средств.

Цель исследования заключается в представлении характеристик когнитивно-технологического подхода и описании наиболее значимых особенностей онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров, разрабатываемых на его основе.

Материалы и методы. Исследование проводится с 2018 г. на базе Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и посвящено решению проблемы повышения эффективности онлайн-обучения педагогических работников в рамках программ повышения квалификации по цифровым технологиям.

Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что повышение результативности, удовлетворенности и обеспечение условий персонификации обучения педагогических кадров на курсах повышения квалификации по цифровым технологиям можно обеспечить, если проектировать и разрабатывать их на основе когнитивно-технологического подхода.

На основе анализа научно-педагогических источников и последующего синтеза существующих в дидактической теории когнитивного и технологического подходов были выделены ключевые и наиболее значимые по мнению авторов работы особенности, которые должны присутствовать в современных онлайн-курсах по цифровым технологиям для работников сферы образования.

Результаты. С теоретической точки зрения в работе описаны ключевые характеристики когнитивно-технологического подхода, определяющие консолидированные требования к описанию целей, содержания, структуре и условиям реализации созданных на его основе дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации. С позиции практики в работе представлены возможные способы реализации указанных требований в онлайн-курсах, размещаемых в системах управления обучением (на примере возможностей Moodle). Показан пример разработанного таким образом онлайн-курса по ключевым цифровым компетенциям педагогических работников.

Заключение. Описанные в работе положения обосновывают необходимость поиска путей совершенствования технологий проектирования программ повышения квалификации и переподготовки, ориентированных на персонификацию, высокую результативность и условия цифровой среды. Предлагаемые характеристики, особенности и пример применения когнитивно-технологического подхода позволяют осуществлять реализацию таких программ в системе управления обучением Moodle. Сведения, представленные в данной работе, могут представлять интерес для методистов, проектирующих дополнительные профессиональные образовательные программы для педагогических работников; для разработчиков и преподавателей курсов повышения квалификации по цифровым технологиям и их потенциальных слушателей; для исследователей в сфере цифровизации образования.

Об авторах

П. С. Ломаско
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Павел Сергеевич Ломаско, к.п.н., доцент, кафедра информатики и информационных технологий в образовании. SPIN-код: 3308-0180

Красноярск



О. А. Фадеева
Красноярский краевой институт повышения квалификации
Россия

Ольга Андреевна Фадеева, методист центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании. SPIN-код: 7146-0968

Красноярск



Список литературы

1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (Дата обращения: 15.01.2022).

2. Усова С.Н. Проблемы и возможности электронного повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 43–57.

3. Аскаров А.Д. Внедрение дистанционного образования в процесс повышения квалификации педагогов как фактор модернизации образования // Символ науки. 2020. № 1. С. 70–73.

4. Трофимова Н.Н. Потенциал дистанционного обучения на базе МООК в целях повышения квалификации и переобучения работников предприятий // Вестник Академии права и управления. 2021. № 1(62). С. 102–107.

5. Касьянов С.Н., Комиссарова С.А. Онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях информатизации общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 53–53.

6. Сергеев С.Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3(03). С. 30–35.

7. Милованова Н.Г. Способы обучения руководителей образовательных организаций на основе когнитивного подхода в учреждениях дополнительного профессионального образования // Омский научный вестник. 2013. № 5(122). С. 157–159.

8. Мачехина О.Н. Новая дидактическая парадигма развития технологий непрерывного образования в цифровой реальности // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования. 2019. С. 74–80.

9. Доссэ Т.Г. Непрерывное образование: как успешно обучать взрослых? // Дополнительное профессиональное образование: традиции и инновации. 2020. С. 10–21.

10. Ройтблат О.В. Методология построения системы повышения квалификации с включением неформального образования взрослых // Специфика педагогического образования в регионах России. 2019. № 1. С. 27–28.

11. Бабаева Э.С. Концепция проектирования программ обучения на основе интеграции формального и неформального образования. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. 168 с.

12. Донской А.Г., Сахно О.А., Макашова В.Н. Профессиональные сетевые сообщества как ресурс неформального повышения квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2(47). С. 15–30.

13. Якушкина М.С. Выбор индивидуального пути повышения квалификации работников образования // Человек и образование. 2020. № 3(64). С. 11–15.

14. Файн Т.А. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников при исследовательском подходе // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 5. С. 73–84.

15. Нугуманова Л.Н., Зияева Г.А., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Проектная деятельность в повышении квалификации педагогов // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. № 2. С. 44–49.

16. Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. Когнитивно-информационная парадигма обучения // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 49–54.

17. Авилкина Ж.Н., Пониматко А.П. К вопросу о когнитивном подходе в обучении иностранным языкам [Электрон. ресурс] // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. № 1(22). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kognitivnom-podhode-v-obuchenii-inostrannym-yazykam. (Дата обращения: 09.01.2022).

18. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Когнитивные технологии в образовании // Вестник северо-восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3(03). С. 5-11.

19. Сергеев С.Ф., Бершадский М.Е., Чоросоваи О.М. и др. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография. Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, институт непрерывного профобразования, 2016. 337 с.

20. Уман А.И. Технологический подход к обучению: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 171 с.

21. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. № 1.

22. Кирикова З.З. К вопросу об иерархии педагогических технологий [Электрон. ресурс] // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 7(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ierarhii-pedagogicheskih-tehnologiy. (Дата обращения: 10.01.2022).

23. Фадеева О.А. К вопросу о необходимости конкретизации цифровых компетенций педагогических кадров // Образование и наука в XXI веке: физика, информатика и технология в смарт-мире: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. (Красноярск, 18 мая 2021 года). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. С. 72–74.

24. Фадеева О. А. Результаты оценки готовности административно-педагогических работников к использованию современных цифровых технологий в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 71.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ломаско П.С., Фадеева О.А. Применение когнитивно-технологического подхода при разработке онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров. Открытое образование. 2022;26(2):37-51. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-37-51

For citation:


Lomasko P.S., Fadeeva O.A. Application of The Cognitive-Technological Approach for Creating Online Courses on Digital Technologies for Teaching Staff. Open Education. 2022;26(2):37-51. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-37-51

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)