Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Аннотация

Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, предполагающей активную роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научно-исследовательской деятельности.  Актуальность данной проблемы обусловлена процессом глобализации экономики, переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью осуществлять коммуникацию на иностранном языке и на этой основе успешно решать научно-исследовательские задачи.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа существующих подходов к решению проблемы, общенаучный системный подход, позволяющий исследовать процесс взаимодействия субъектов и объектов образовательной деятельности в вузе и возможность повышения эффективности образовательного процесса на основе использования цифровых инструментов, а также системы дистанционного обучения Мoodle. Разработанная технология апробирована в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами первого курса направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», профиль программы – "Цифровая трансформация бизнеса"; направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль программы – "Маркетинг" и направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль программы – "Бизнес-статистика и аналитика".

Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована авторская практико-ориентированная интерактивная информационно-педагогическая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов и системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность уже на первом курсе их обучения в университете. Изучение мнения студентов свидетельствует о том, что они удовлетворены процессом и результатом обучения. Об эффективности технологии свидетельствуют также результаты участия студентов Минского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова в иноязычных международных научных форумах и конкурсах.

Заключение. Предлагаемая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов, гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном» взаимодействии субъектов образовательного процесса, активизирует роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научной-исследовательской деятельности и позволяет осуществлять эту деятельность уже на первых стадиях обучения в университете. В рамках рассмотренной технологии задействуется потенциал содержания образования по иностранному языку и используется личностно-ориентированная педагогическая технология Дальтон, а также выросший из этой технологии метод «перевернутый класс» (flipped class), являющиеся вариантами смешанного обучения (blended learning) и предполагающие сочетание элементов традиционного и электронного обучения.

 

 

Об авторе

Юрий Леонидович Загуменнов
http://reu.by
Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Минский филиал
Россия

кафедра информационных технологий и гуманитарных дисциплин, доцент SPIN-код: 1300-4030



Список литературы

1. Лебедева М.Б., Лебедева К.Г. Цифровые технологии и язык: опыт обучения иностранному языку в вузе // Университетские чтения – 2021: Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 17–19 марта 2021 года. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021. – С. 31-38.

2. Suvorova S. L., Khilchenko T.V., Olar Yu.V. The implementation of distance technologies of learning a foreign language as a condition of innovation of the educational strategies of a university // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. – 2021. – Vol. 13. – No 3. – P. 90-98. – DOI 10.14529/ped210308.

3. Shmeleva Zh. N. Relevant technologies of teaching a foreign language in a non-linguistic university // Baltic Humanitarian Journal. – 2021. – Vol. 10. – No 3(36). – P. 210-213. – DOI 10.26140/bgz3-2021-1003-0052

4. Богуш Н. Б., Иванова Е.А. Практика изучения иностранного языка студентами технического вуза в режиме вынужденного дистанционного обучения (английский и французский языки) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2020. – № 6(75). – С. 66-73.

5. Карташова Е. А., Круть А.С. Использование дистанционных форм обучения на практических занятиях по иностранному языку в военном вузе // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 2. – С. 38-42.

6. Глотова А. В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения // Открытое образование. – 2020. – Т. 24. – № 4. – С. 56-66. – DOI 10.21686/1818-4243-2020-4-56-66.

7. Zhumadillayeva O. A., Rakhimbekova G. O. Distance learning of a foreign language at non-linguistic universities using the Zoom platform // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – No 4-7(72). – P. 88-93.

8. Zubkov A. D. Problems of Using MOOCs for Teaching Foreign Language to University Students // Сибирский учитель. – 2021. – No 5(138). – P. 20-23.

9. Пучковская, Т. О. Использование мобильных устройств и облачных сервисов в образовательном процессе // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. В 2-х частях, М., 25 января 2017 года / Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. – С. 216-220.

10. Миронцева С.С., Черницова Ю.П. Опыт разработки электронного курса по иностранному языку в электронной информационно-образовательной среде вуза // Управление в социальных и экономических системах. – 2021. – № 30. – С. 56-57.

11. Omarova G. N., Koken L., Knol M. V. Distance learning foreign languages in a non-language university // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2019. – No 2. – P. 124-128.

12. Zelenin H. Pedagogical support of foreign languages distance learning of university students / H. Zelenin // Colloquium-journal. – 2021. – No 14-3(101). – P. 45-47.

13. Ермолова Т. В. Использование Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 5(34). – С. 48-53.

14. Kurbanov A. K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of non-linguistic universities // Globus: Psychology and Pedagogy. – 2021. – Vol. 7. – No 2(42). – P. 21-23.

15. Shevtsova J. V. Conducting involving and efficient on-line foreign language classes at non-linguistic higher educational institutions // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: Сборник статей по материалам IVМеждународной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 27–28 апреля 2021 года / Под редакцией М.В. Золотовой. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. – P. 252-256.

16. Aksenova I., Yuzbasheva E. The role of motivation in teaching foreign language to university students based on a communicative approach using ICT tools // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Материалы XI научно-практической конференции, Москва, 20–24 апреля 2020 года / Под общей редакцией А.А. Богатырева. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. – P. 36-41.

17. Горшкова К. В., Лубожева Л. Н. Обеспечение личностно ориентированного характера обучения иностранному языку в вузе посредством метода "перевернутый класс" // Челябинский гуманитарий. – 2021. – № 2(55). – С. 71-78. – DOI 10.47475/1999-5407-2021-10209.

18. Гладких Д. С. Использование технологии Flipped Classroom при обучении иноязычной письменной речи в старшей школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2018. – № 14. – С. 118-123.

19. Енбаева Л. В., Иванова М.А. Технология Flipped Classroom на уроке английского языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2017. – № 13. – С. 131-135.

20. Bergmann J., Overmyer J., Wilie B. The Flipped Class: Myths vs. Reality // The Daily Riff. – 2011, July.

21. Mohan D. Flipped Classroom, Flipped Teaching and Flipped Learning in the Foreign Second Language Post-Secondary Classroom // Second Language Pedagogies: From Theory to Practice. – 2018. – Vol. II. – № 11

22. Загуменнов Ю.Л. Использование принципов личностно-ориентированной технологии Дальтон в высшем учебном заведении // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики: сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 24 июня 2021 года) / Минский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова; редкол.: А. Б. Елисеев, И. А. Маньковский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГАТУ, 2021. – C. 26-29.

23. Загуменнов Ю. Л. Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе // Открытое образование. – 2020. – Т. 24. – № 2. – С. 55-64. – DOI 10.21686/1818-4243-2020-2-55-64.

24. Шамова Т. И., Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. – 100 с.

25. Успехи в конкурсе I Всероссийского научно-практического студенческого форума «Global Issues 2021» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://reu.by/nauka/novosti-konferencii/1431-uspekhi-v-konkurse-i-vserossijskogo-nauchno-prakticheskogo-studencheskogo-foruma-global-issues-2021.html. – Дата доступа: 15.02.2022


Рецензия

Для цитирования:


Загуменнов Ю.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА. Открытое образование. 2022;1(1).

Просмотров: 287


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)