ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Abstract
Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, предполагающей активную роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научно-исследовательской деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена процессом глобализации экономики, переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью осуществлять коммуникацию на иностранном языке и на этой основе успешно решать научно-исследовательские задачи.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа существующих подходов к решению проблемы, общенаучный системный подход, позволяющий исследовать процесс взаимодействия субъектов и объектов образовательной деятельности в вузе и возможность повышения эффективности образовательного процесса на основе использования цифровых инструментов, а также системы дистанционного обучения Мoodle. Разработанная технология апробирована в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами первого курса направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», профиль программы – "Цифровая трансформация бизнеса"; направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль программы – "Маркетинг" и направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль программы – "Бизнес-статистика и аналитика".
Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована авторская практико-ориентированная интерактивная информационно-педагогическая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов и системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность уже на первом курсе их обучения в университете. Изучение мнения студентов свидетельствует о том, что они удовлетворены процессом и результатом обучения. Об эффективности технологии свидетельствуют также результаты участия студентов Минского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова в иноязычных международных научных форумах и конкурсах.
Заключение. Предлагаемая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов, гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном» взаимодействии субъектов образовательного процесса, активизирует роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научной-исследовательской деятельности и позволяет осуществлять эту деятельность уже на первых стадиях обучения в университете. В рамках рассмотренной технологии задействуется потенциал содержания образования по иностранному языку и используется личностно-ориентированная педагогическая технология Дальтон, а также выросший из этой технологии метод «перевернутый класс» (flipped class), являющиеся вариантами смешанного обучения (blended learning) и предполагающие сочетание элементов традиционного и электронного обучения.
About the Author
Юрий ЗагуменновРоссийский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Минский филиал
Russian Federation
References
1. Lebedeva M.B., Lebedeva K.G. Cifrovye tehnologii i yazyk: opyt obucheniya inostrannomu yazyku v vuze // Universitetskie chteniya – 2021: Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGU, Pyatigorsk, 17–19 marta 2021 goda. – Pyatigorsk: Pyatigorskij gosudarstvennyj universitet, 2021. – S. 31-38.
2. Suvorova S. L., Khilchenko T.V., Olar Yu.V. The implementation of distance technologies of learning a foreign language as a condition of innovation of the educational strategies of a university // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. – 2021. – Vol. 13. – No 3. – P. 90-98. – DOI 10.14529/ped210308.
3. Shmeleva Zh. N. Relevant technologies of teaching a foreign language in a non-linguistic university // Baltic Humanitarian Journal. – 2021. – Vol. 10. – No 3(36). – P. 210-213. – DOI 10.26140/bgz3-2021-1003-0052
4. Bogush N. B., Ivanova E.A. Praktika izucheniya inostrannogo yazyka studentami tehnicheskogo vuza v rezhime vynuzhdennogo distancionnogo obucheniya (anglijskij i francuzskij yazyki) // Municipalnoe obrazovanie: innovacii i eksperiment. – 2020. – № 6(75). – S. 66-73.
5. Kartashova E. A., Krut A.S. Ispolzovanie distancionnyh form obucheniya na prakticheskih zanyatiyah po inostrannomu yazyku v voennom vuze // Uspehi gumanitarnyh nauk. – 2021. – № 2. – S. 38-42.
6. Glotova A. V. Onlajn-doska kak sredstvo organizacii gruppovoj raboty studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze v usloviyah elektronnogo obucheniya // Otkrytoe obrazovanie. – 2020. – T. 24. – № 4. – S. 56-66. – DOI 10.21686/1818-4243-2020-4-56-66.
7. Zhumadillayeva O. A., Rakhimbekova G. O. Distance learning of a foreign language at non-linguistic universities using the Zoom platform // Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. – 2021. – No 4-7(72). – P. 88-93.
8. Zubkov A. D. Problems of Using MOOCs for Teaching Foreign Language to University Students // Sibirskij uchitel. – 2021. – No 5(138). – P. 20-23.
9. Puchkovskaya, T. O. Ispolzovanie mobilnyh ustrojstv i oblachnyh servisov v obrazovatelnom processe // Perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya: ot doshkolnogo do vysshego: Sbornik statej Devyatyh Vserossijskih Shamovskih pedagogicheskih chtenij nauchnoj shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami. V 2-h chastyah, M., 25 yanvarya 2017 goda / Otvetstvennye redaktory S.G. Vorovshikov, O.A. Shklyarova. – M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2017. – S. 216-220.
10. Mironceva S.S., Chernicova Yu.P. Opyt razrabotki elektronnogo kursa po inostrannomu yazyku v elektronnoj informacionno-obrazovatelnoj srede vuza // Upravlenie v socialnyh i ekonomicheskih sistemah. – 2021. – № 30. – S. 56-57.
11. Omarova G. N., Koken L., Knol M. V. Distance learning foreign languages in a non-language university // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2019. – No 2. – P. 124-128.
12. Zelenin H. Pedagogical support of foreign languages distance learning of university students / H. Zelenin // Colloquium-journal. – 2021. – No 14-3(101). – P. 45-47.
13. Ermolova T. V. Ispolzovanie Internet-resursov pri obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze // Mir pedagogiki i psihologii. – 2019. – № 5(34). – S. 48-53.
14. Kurbanov A. K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of non-linguistic universities // Globus: Psychology and Pedagogy. – 2021. – Vol. 7. – No 2(42). – P. 21-23.
15. Shevtsova J. V. Conducting involving and efficient on-line foreign language classes at non-linguistic higher educational institutions // Variativnost i standartizaciya yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom vuze: Sbornik statej po materialam IVMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Novgorod, 27–28 aprelya 2021 goda / Pod redakciej M.V. Zolotovoj. – Nizhnij Novgorod: Nacionalnyj issledovatelskij Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo, 2021. – P. 252-256.
16. Aksenova I., Yuzbasheva E. The role of motivation in teaching foreign language to university students based on a communicative approach using ICT tools // Sovremennoe yazykovoe obrazovanie: innovacii, problemy, resheniya: Materialy XI nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 20–24 aprelya 2020 goda / Pod obshej redakciej A.A. Bogatyreva. – M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2020. – P. 36-41.
17. Gorshkova K. V., Lubozheva L. N. Obespechenie lichnostno orientirovannogo haraktera obucheniya inostrannomu yazyku v vuze posredstvom metoda "perevernutyj klass" // Chelyabinskij gumanitarij. – 2021. – № 2(55). – S. 71-78. – DOI 10.47475/1999-5407-2021-10209.
18. Gladkih D. S. Ispolzovanie tehnologii Flipped Classroom pri obuchenii inoyazychnoj pismennoj rechi v starshej shkole // Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. – 2018. – № 14. – S. 118-123.
19. Enbaeva L. V., Ivanova M.A. Tehnologiya Flipped Classroom na uroke anglijskogo yazyka // Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. – 2017. – № 13. – S. 131-135.
20. Bergmann J., Overmyer J., Wilie B. The Flipped Class: Myths vs. Reality // The Daily Riff. – 2011, July.
21. Mohan D. Flipped Classroom, Flipped Teaching and Flipped Learning in the Foreign Second Language Post-Secondary Classroom // Second Language Pedagogies: From Theory to Practice. – 2018. – Vol. II. – № 11
22. Zagumennov Yu.L. Ispolzovanie principov lichnostno-orientirovannoj tehnologii Dalton v vysshem uchebnom zavedenii // Sovremennye innovacionnye tehnologii i problemy ustojchivogo razvitiya v usloviyah cifrovoj ekonomiki: sb. st. XV mezhdunar. nauch. -prakt. konf. (Minsk, 24 iyunya 2021 goda) / Minskij filial REU im. G. V. Plehanova; redkol.: A. B. Eliseev, I. A. Mankovskij (gl. red.) [i dr.]. – Minsk: BGATU, 2021. – C. 26-29.
23. Zagumennov Yu. L. Razvitie upravlencheskih kompetencij studentov na osnove demokratizacii i informatizacii uchebnogo processa v vuze // Otkrytoe obrazovanie. – 2020. – T. 24. – № 2. – S. 55-64. – DOI 10.21686/1818-4243-2020-2-55-64.
24. Shamova T. I., Konarzhevskij Yu. A. Pedagogicheskij analiz uroka v sisteme vnutrishkolnogo upravleniya. – M.: MGPI im. V. I. Lenina, 1983. – 100 s.
25. Uspehi v konkurse I Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo studencheskogo foruma «Global Issues 2021» [Elektron. resurs]. Rezhim dostupa: https://reu.by/nauka/novosti-konferencii/1431-uspekhi-v-konkurse-i-vserossijskogo-nauchno-prakticheskogo-studencheskogo-foruma-global-issues-2021.html. – Data dostupa: 15.02.2022
Review
For citations:
. Open Education. 2022;1(1).