Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Вопросы совершенствования системы инклюзивного образования в Узбекистане

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-52-68

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования. С появлением новых требований к высшим учебным заведениям на рынке образовательных услуг и на рынке труда возникает необходимость поиска эффективных методов управления образованием в условиях развития рыночных отношений, перед университетами и институтами стоит задача создать механизмы обеспечения качества образовательных услуг. Особую актуальность приобретает формирование системы обеспечения качества обучения для разных категорий учащихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Целью исследования является, рассмотрение ситуации с состоянием инклюзивного образования, на основе зарубежного опыта попытка проанализировать ситуацию в других странах, а также предоставить рекомендации по дальнейшему совершенствованию, чтобы сделать реальностью инклюзивное обучение для большого числа детей и их семей. Возможно, что эти исследования будут способствовать тому, чтобы в обществе возобладал климат, более благоприятный для «образования для всех», а детям, которых, может быть, в прошлом отлучали от образования, будет легче получить его.

Материалы и методы. Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы. Объем материалов можно условно разделить на несколько групп - указы и постановления правительства Республики Узбекистан, отчеты и исследования международных организаций, труды ученых исследователей. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере образования, в том числе инклюзивного, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы анализировался зарубежный опыт и обобщались данные по работе в сфере инклюзивного образования в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку проанализировать ситуацию в Узбекистане, рассмотреть меры, принимаемые в Республике Узбекистан по внедрению инклюзивного образования, проанализировать опыт других стран и предложить рекомендации.

Результаты. В Узбекистане ведется значительная работа по созданию условий жизни, получения образования для лиц с ограниченными возможностями, создана законодательная база для создания условий для дальнейшего развития лиц с инвалидностью. В статье исследуется опыт зарубежных стран и стран Центральной Азии в развитии инклюзивного образования. Отдельно рассматривается ситуация с обучение лиц с инвалидностью в Узбекистане, анализируется доступ детей к получению образования, а также получение профессионального и высшего образования, изучается законодательная база в этом направлении. Отмечается, что проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральной для республики.

Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что социальная инклюзия детей и взрослых с инвалидностью требует широких системных изменений и применения многосекторального подхода, который устраняет институциональные и структурные препятствия, позволяя лицам с инвалидностью удовлетворять свои основные потребности, связанные со здоровьем, реабилитацией, экономической и социальной безопасностью, обучением и развитием навыков, а также проживанием в своих сообществах. В наших условиях, неблагоприятных для максимально независимой жизни инвалидов, снижение степени ответственности государства за благосостояние граждан с инвалидностью чревато высокими социальными рисками. Переход к независимой жизни и инклюзии следует осуществлять с использованием ориентиров развития, учитывающих национальные интересы и социально-экономические контексты, акцент должен быть сделан на устранении барьеров в предоставлении молодежи с ограниченными возможностями к образованию.

Об авторе

Л. С. Махмутходжаева
Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова
Узбекистан

Луиза Сайфулловна Махмутходжаева, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки и гуманитарные дисциплины»

Ташкент



Список литературы

1. Кадышева О. Инклюзивное образование в Узбекистане набирает новые обороты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/obschestvo/16523-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-uzbekistane-nabiraet-novye-oboroty.html.

2. Закон Республики Узбекистан О правах лиц с инвалидностью от 15.10.2020 г. №ЗРУ-641. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5049549.

3. Сенаторы одобрили закон «О правах лиц с инвалидностью». Сайт «Подробно.уз». 11 сентября 2020. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/senatory-odobrili-zakon-o-pravakh-lits-s-invalidnostyu-dokument-predostavit-invalidam-ryad-novykh-lg/.

4. Зейтц У. Кризис и восстановление в Узбекистане: экономические и социальные последствия COVID-19. Группа Всемирного банка. 2021. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/a141cb6bace3f340df173e75d4463970-0080062021/original/L2CU-COVID-19-Rev2020-Cleared-UZB.pdf.

5. Зейтц У. и др. Узбекистан: выявление рисков воздействия COVID-19 на уровне общин. Группа Всемирного банка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34925/UzbekistanDynamically-Identifying-Community-Level-COVID-19-Impact-Risks.pdf.

6. Юсупов Д. Узбекистан: как обеспечить доступность высшего образования для людей с инвалидностью? CABAR.asia, 1 марта 2019. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cabar.asia/en/uzbekistan-how-to-ensure-higher-education-accessibility-forpeople-with-disabilities#_ftn4.

7. Бакаева Ф., Муратова Д. Аналитический доклад по результатам мониторинга прав инвалидов на доступ к транспортным услугам. Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, ПРООН в Узбекистане. 2015.

8. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.

9. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011). Под ред. С. В. Алехиной. М.: МГППУ, 2011.

10. Шипицына Л.М. Тенденции и трудности инклюзивного образования в современной России // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.

11. Крайнева Е.И. Социально-педагогические эффекты инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.

12. Пугачев А.С. Инклюзивное образование [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2012. № 10(45). С. 374–377. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/45/5498/.

13. Исследовательская команда Школы социальной работы Колумбийского университета, Группа социальных вмешательств, итоговый отчет «Работники социальных служб (РСС) в Узбекистане: сильные стороны, проблемы и следующие шаги» [Электрон. ресурс]. 2018. Режим доступа: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/3366/file/Report%20on%20Assessment%20of%20SSW%20UZ_2018_eng.pdf.

14. Отчет Анализ ситуации детей и взрослых с инвалидностью в Узбекистане. ЮНИСЕФ Узбекистан [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/3571/file/Brief%20PwD%20SitAn.pdf.

15. Отчет Создание национальной системы социальной защиты, учитывающей интересы детей и молодежи Узбекистана, ЮНИСЕФ Узбекистан [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://www.unicef.org/uzbekistan/en/reports/building-national-social-protection-system-fit-uzbekistans-children-and-youth.

16. Отчет «Анализ ситуации детей и взрослых с инвалидностью в Узбекистане». Организация Объединенных Наций (Узбекистан) [Электрон. ресурс]. 2019 Режим доступа: https://uzbekistan.un.org/index.php/ru/47381-analiz-situacii-detey-i-vzroslykh-s-invalidnostyu-v-uzbekistane-kratkaya-versiya.

17. Агентство по делам молодежи Республики Узбекистан. Проект «ИМКОН» (Возможность) [Электрон. ресурс]. 2021. Режим доступа: https://yoshlar.gov.uz/en/project/%22imkon%22-loyihasi/.

18. Узбекско-японский центр развития людских ресурсов [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://ujc.uz/kompyuternye-kursy/.

19. Правительство Республики Узбекистан и агентства ООН (ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и ВОЗ в Узбекистане). Отчет Анализ ситуации детей и взрослых с инвалидностью в Узбекистане. 2019.

20. Вашингтонская группа по статистике инвалидности. Краткий опросник ВГ по функциональным способностям (WG-SS) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.washingtongroup-disability.com/question-sets/wg-short-set-on-functioning-wg-ss/.

21. Обследование – Слушая граждан Узбекистана. Всемирный банк [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/country/uzbekistan/brief/l2cu.

22. Конституция Республики Узбекистан. Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., №12/1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://constitution.uz/en.

23. Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» № ЗРУ-641 от 15.20.2020 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5049549.

24. Указ Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» от 17.01.2019 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/4168757.

25. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы по подготовке кадров органов самоуправления граждан» №3 от 08.01.2021г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://static.norma.uz/documents/2/mahalla.pdf.

26. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по стимулированию занятости социально уязвимых слоев населения» № ПП-3782 от 11.06.2018 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/3778019.

27. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, Демография. «Гендерная статистика Узбекистана, Показатели лиц с инвалидностью, Количество лиц с инвалидностью, получающих пенсии и социальные пособия» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gender.stat.uz/en/osnovnye-pokazateli-en/sotsialnaya-zashchita-en/invalidy-en/531-chislennost-zhenshchin-i-muzhchin-invalidov-poluchayushchikh-pensii-i-sotsialnye-posobiya-po-regionam-en.

28. Раузе М., Лапхам К. The journal of social policy studies [Электрон. ресурс] // Журнал исследований социальной политики, долгий путь навстречу инклюзии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgiy-put-navstrechu-inklyuzii.

29. World Health Organization. International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). W.H. A. Res. 54/21. 22.05.2001.

30. General Assembly of the United Nation. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. G. A. Res. 61/106. 24.01.2007.

31. Haveman R., Wolfe B. The Economics of Disability and Disability Policy // Handbook of Health Economics. Amsterdam: Elsevier, 2000. Т. 1.

32. Jenkins S.P., Rigg J.A. Disability and Disadvantage: Selection, Onset, and Duration Effects // Journal of Social Policy. 2004. Т. 33. № 3.

33. Sickness, Disability and Work: Breaking the Barriers. A Synthesis of Findings across OECD countries. Paris: OECD, 2010.

34. Eurostat Statistics Explained. Disability statistics [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Disability_statistics.

35. Social Security Office of Retirement and Disability policy USA. Annual Statistical Report on the Social Security Disability Insurance Program [Электрон. ресурс]. 2014. Режим доступа: https://www.ssa.gov/policy/docs/statcomps/di_asr/2014/sect05.html.

36. Eurostat Statistics Explained [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Glossary:Basic_activity_difficulty.

37. Oliver M. The Social Model of Disability: Thirty Years on // Disability & Society. 2013. Т. 28. № 7.

38. Haveman R., Wolfe B. The Economics of Disability and Disability Policy // Handbook of Health Economics. Amsterdam: Elsevier, 2000. Т. 1.

39. Special Needs Education Country Data 2012. Odense: European Agency for Development in Special Needs Education. 2012.

40. European Agency for Development in Special Needs Education. 2003.

41. Germany – Financing [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.european-agency.org/country-information/germany/national-overview/financing.

42. U.S. Department of Education, Office of Special Education Programs. 2015.

43. Доклад ОЭСР за 2009 г. 2009. С. 52.

44. Закон о социальной защите инвалидов в Республике Таджикистан. 2010.

45. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, Демография. «Численность городского и сельского населения по регионам» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/en/official-statistics/demography.

46. Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк. Всемирный доклад об инвалидности [Электрон. ресурс]. 2011. Режим доступа: https://www.who.int/teams/noncommunicable-diseases/sensory-functions-disability-and-rehabilitation/world-report-ondisability.

47. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. «Гендерная статистика Узбекистана» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gender.stat.uz/en/osnovnye-pokazateli-en/sotsialnaya-zashchita-en/invalidy-en/531-chislennost-zhenshchin-i-muzhchin-invalidov-poluchayushchikh-pensii-i-sotsialnye-posobiya-po-regionam-en.

48. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по подготовке и проведению переписи населения Республики Узбекистан в 2023 году» №710 от 11 ноября 2020 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5103146.

49. Сайт Gazeta.uz. В программу переписи населения не включили вопросы об инвалидности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2020/03/03/disability-questions/.

50. Проект Инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями в Узбекистане [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://inclusive-education.uz/.

51. Приказ Министра народного образования РУз «О порядке перевода учащихся с отклонениями в физическом или психическом развитии из одного специализированного образовательного учреждения в другое или в общеобразовательное учреждение для обучения в условиях инклюзивного (интегрированного) образования» №2685, 17.06.2015 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/ru/docs/2678700?otherlang.

52. Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 20202025 годах [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=636677_koncepciya_razvitiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_sisteme_narodnogo_obrazovaniya_v_2020-2025_godah_(prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_prezidenta_ruz_ot_13_10_2020_g_n_pp-4860)&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana.

53. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» № ЗРУ-637 от 23.09.2020 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5013009.

54. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=602370_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana.

55. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» № УП-5270 от 01.12.2017 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/3436196.

56. Национальное информационное агентство Узбекистана [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/documents/o-dopolnitelnykh-merakh-po-sovershenstvovaniyu-sistemy-podgo-06-09-2018.

57. Указ Президента Республики Узбекистан УП-60 от 29.01.2022 г. О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5841077.

58. Президент рассказал, какие возможности получат инвалиды в Узбекистане. 03.12.2021. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/20211203/prezident-rasskazal-kakie-vozmojnosti-poluchat-invalidy-v-uzbekistane-21642670.html.

59. Abdurakhmanov K.K., Khakimov N.K., Makhmutkhodjaeva L.S. Higher education as a significant factor of Uzbekistan’s sustainable development // ESPACIOS. 2019. Т. 40. № 9. С. 15.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Махмутходжаева Л.С. Вопросы совершенствования системы инклюзивного образования в Узбекистане. Открытое образование. 2022;26(2):52-68. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-52-68

For citation:


Makhmutkhodjaeva L.S. The Issues of Improving the Inclusive Education System in Uzbekistan. Open Education. 2022;26(2):52-68. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-2-52-68

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)